Кризис на рынке упаковки для молочной продукции: по какому пути пойдет Россия?
На фоне западных санкций отрасль сталкивается с дефицитом упаковки (в частности, ПЭТ-упаковки, асептического картона Tetra Pak, алюминиевых крышек, влагостойких бумажных этикеток) и критически важных для ее производства добавок, специальных марок полимеров, отбеливателей, красок, клея, компонентов для производства бумаги. Дополнительное давление оказывает регулятор, уделяя повышенное внимание сдерживанию цен не только на полимеры, но и на саму упаковку и продукты.
Состояние упаковочной отрасли в России пока отличается от общемирового. Безусловно, достижением можно считать практически полное импортозамещение упаковки в непищевом секторе. Прослеживается четкий тренд на экологичность упаковки, но с более медленной динамикой. Общая доля использования полиэтилентерефталата в производстве упаковки в России находится на критически высоком уровне – до 80%.
На сегодняшний день на рынке производителей продуктов питания уже намечается тенденция к переходу на использование в упаковке мономатериалов. Выделяются следующие основные проблемы, сдерживающие развитие российского рынка упаковки в этом направлении:
-
отсутствие системы стимулирования производителей в переходе на более простую упаковку (состав упаковки не регламентируется);
-
отсутствие дифференцированного экологического сбора в зависимости от сложности переработки разных типов упаковки);
-
невозможность найти на рынке упаковку лучшего состава и с нужными барьерными свойствами, но доступную по цене.
-
Эксперты однозначно прогнозируют дальнейшее увеличение рынка полимерной упаковки, а также рост спроса на прозрачную упаковку и упаковку определенного размера, включая:
-
рост доли малой тары и бутылок (менее 500 мл) в общем объеме потребления полимерной упаковки;
-
рост спроса на бутылки из ПЭТ и ПЭВП в сегменте молочной и кисломолочной продукции.
Эксперты связывают эту тенденцию со снижением покупательской способности населения и с трендом на разумное потребление. Поскольку упаковка остается источником создания добавленной стоимости, для российских потребителей сохраняется высокая значимость таких критериев, как себестоимость упаковки, которая отчасти зависит от ее размера, удобство применения, соотношение цена/качество.
Крупнейшим сегментом рынка является упаковка для жидких пищевых продуктов, в т. ч. молока. Картонная упаковка - самая популярная для молока, кефира, йогурта, других молочных продуктов.
Запрет поставки в Россию полиграфического сырья и продукции, включенный в пятый пакет санкций ЕС в связи со СВО и, в целом, снижение покупательской способности населения, приводят, с одной стороны, к необходимости импортозамещения зарубежной упаковки пищевых продуктов, а, с другой стороны, к росту спроса на более простую и дешевую упаковку. Под ограничения попали краски (пигменты), клеи, растворители, основы для производства стикеров. Это создало существенные проблемы для производства всех основных типов упаковки.
Крупнейшим потребителем упаковочной продукции является пищевая промышленность, которая использует более 50% общего объема потребления различных видов упаковки.
В России существует производство нескольких видов пищевой упаковки: мягкая упаковка (фин-пак, берта-пак и др.) из полиэтилена повышенной прочности. Считается наиболее универсальной; полужесткая упаковка (тара из полиэтилентерефталата, полистирола, полипропилена и других термопластов). Термопласты хороши для хранения кисломолочной продукции. Чаще всего в такой упаковке можно увидеть йогурты, сметану, ряженку, творог; полужесткая упаковка из листовых и комбинированных материалов (тетра-пак, тетра-брик, пюр-пак, элопак и др.) - это картонные пакеты различных видов. Привлекательность этого вида объясняется прочностью материала, легкостью, компактностью и высокой экологичностью (может подвергаться вторичной переработке).
Виды и доля различных типов упаковки в российской молочной индустрии:
Жидкая молочная продукция упаковывается в 4 основных вида упаковки.
В неасептическую упаковку упаковывается 18% молочной продукции, производящейся в России, или 10% от общего числа упаковок; в асептическую упаковку упаковывается порядка 14% молочной продукции, что составляет 9% от общего числа упаковок; в ПЭТ-бутылки – 16% массы молочной продукции, или 9% от общего числа упаковок; в пластиковую пленку (фин-пак) упаковывается 16% молочной продукции (9% от общего числа упаковок).
Твердая и пастообразная молочная продукция упаковывается большей частью в упаковку типа флоу-пак (6% молочной продукции), пластиковые стаканы (5%) и кашированную фольгу (3-4%).