Кооператив «Волга»: 83 года в числе лучших в районе
С тех пор хозяйство не раз меняло свои границы и названия, вместе со всей страной переживало реформы и преобразования в сельском хозяйстве, но неизменным оставалось одно: показатели производства сельскохозяйственной продукции здесь были одними из лучших в районе.
В 1999 году хозяйство возглавила Алефтина Бырдина, которая к тому времени 11 лет отработала здесь зоотехником. Вместе с будущим мужем, ветеринарным врачом по образованию, они приехали в колхоз молодыми специалистами по распределению после Тимирязевской академии, да так здесь и закрепились, а Некрасовский район стал для них второй родиной. Здесь родились и выросли дети, уже и внуку год исполнился.
- Не скрою, поначалу было очень трудно, - признается Алефтина Ксенофонтовна. - Бывший старенький председатель не раз говорил: как ты, дочка, управляешься с таким коллективом да с такими планами. У меня, мол, было 500 лошадей да 300 баб при них, все вручную делали, а у тебя - техники не сосчитать, и людей совсем немного. Сейчас, конечно, с улыбкой вспоминаю его слова, но доля истины в них есть.
Высокопроизводительная техника высвободила в хозяйстве десятки рабочих рук. С высокими объемами работ справляются 60 постоянных работников, на сезонные работы принимаются временные люди.
На линейке готовности - два суперсовременных «Джангира», косилки, «Белорусы», два комплекта кормоуборочных комбайнов.
Поголовье крупного рогатого скота в СПК «Волга» составляет 680 коров ярославской, костромской, голштинофризской, чернопестрой пород. Кроме того, они оставили за собой неплохой «шлейф» - порядка 800 телочек. Размещены они не только на собственных землях хозяйства, но и в арендованных в Нерехтском районе Костромской области помещениях, за 150 километров от Диева-Городища, центральной усадьбы хозяйства.
- Ничего, справляемся, - улыбается Алефтина Ксенофонтовна, - благо сейчас интернет есть и мобильная связь, так что все под контролем даже на таком далеком расстоянии. Надой на одну фуражную корову в 2012 году составил у нас 4473 килограмма молока, в нынешнем году планируем довести его до 4500. Думаю, и это не предел. Все молоко отправляем на Бурмакинский молокозавод. А вообще мы грезим фермой-тысячником. На переработку пока не замахиваемся.
Арендованные земли привлекаем и для выращивания урожая зерновых и многолетних трав. Был период, когда поля тимофеевки и клеверов почти не обновляли, поля стояли без обработки по 7 - 8 лет. Урожаи были скудные, животных кормить было практически нечем.
- В последние годы ситуация в корне изменилась, - рассказала главный агроном Роза Тарасова. - Практически все травы стали первого и второго года использования, поля постоянно омолаживаются. Это дало колоссальную прибавку в урожаях, что сразу отразилось на животноводстве, надои молока выросли.
Сейчас в хозяйстве жаркая пора, полным ходом идет заготовка кормов. Заложено на силос две траншеи порядка 2300 тонн зеленой массы, которые бережно укрыты пленкой. При закладке использовался заквасочный препарат биотроф с молочно-кислыми организмами, сроки закладки составили 7 - 8 дней. Все технологические сроки выдержаны, травостой был хороший, поэтому в хозяйстве надеются на желаемое качество силоса.
Буренки сейчас в загонах на свежем воздухе да зеленом корме под присмотром племенных быков-осеменителей, на ферме остались лишь слабые животные да новотельные коровы. Новые металлические загоны сделали на всех фермах, чтобы скот мог гулять на выпасе, а пока животные набираются ультрафиолета, на фермах полным ходом идет ремонт.
- Когда-то в хозяйстве было немало трудовых династий, - ностальгирует Алефтина Ксенофонтовна. - Сейчас в лучшем случае работают семейные пары: муж, как правило, механизатор, жена доярка или телятница. Немало специалистов отработали в хозяйстве по 30 - 40 лет. Увы, история колхоза остановилась на внуках, не хочет молодежь работать в сельском хозяйстве. Да и близость города нам боком обходится. С одной стороны, удобно съездить в Ярославль по своим делам и за покупками, а с другой - в городе работу можно найти полегче и поденежней, а это оттягивает наши кадры. По этой причине мы стараемся держать планку зарплаты на высоком уровне, чтобы хоть как-то удержать людей.
Постоянно также отправляем на учебу и семинары в город всех специалистов.
Еще одной проблемой является отсутствие государственной программы строительства на селе жилья. Те квартиры и дома, что были в загашнике у хозяйства в советские времена, выкуплены и приватизированы, а их владельцы ушли с работы, что и подкосило хозяйство. А раньше жилье было собственностью колхоза, и это удерживало людей.
- У нас есть в запасе небольшой жилой фонд, и хотя строить новое жилье нам не на что, сейчас мы решаем некоторые вопросы по оформлению земли, - продолжает Алефтина Ксенофонтовна . - Увы, те красивые коттеджи, что стоят по дороге в Диево-Городище, приобрели не наши работники. Мы с мужем по-прежнему живем в квартире, данной нам как молодым специалистам. А вот такая проблема, как распродажа земельных паев, до сих пор стоит очень остро. Когда все это началось, мы убеждали людей подождать, но многие поторопились и продали свои паи посторонним лицам. В принципе, поступили они по закону, но нарушений было очень много, в том числе и с межеванием. Пять лет мы не вылезали из судов, и немалую часть своих исков сумели выиграть.