Dairy Stream
до трансляции
онлайн

Конец потребительского бума

Источник: belta.by
EN RU
Как мы реагируем на рост цен

И товары есть, и потребители есть, да покупать по таким ценам некому. by World Economic Forum

Растущие цены действительно было трудно не заметить. Отсюда и полученные результаты на заданный вопрос: 73% по России и 71% опрошенных в столице ответили на него утвердительно. А реакция респондентов на подорожание ряда товаров была неоднозначной. Более того, стили поведения москвичей и жителей других российских городов отличаются.

Как показали исследования, четверо из десяти участников опроса и в Москве, и других городах ответили, что никак не изменили своих покупательских привычек. Несмотря на выросшие цены, они продолжают покупать те же товары в тех же объемах. Однако более половины респондентов все же стараются оптимизировать свои расходы.

Так, четверть опрошенных среди жителей российских городов ответили, что пытаются делать запасы некоторых товаров, когда находят их по выгодной цене. Среди москвичей более популярна такая мера, как покупка альтернативных марок привычных товаров по более выгодной цене. Так поступают в последние месяцы 23% жителей столицы.

18% москвичей заявили, что стали в последнее время посещать большее количество магазинов в поисках более выгодной цены. В регионах о такой манере оптимизации заявили только 4% респондентов. Объяснение такой разницы в ответах по этим двум пунктам, по мнению специалистов «Ромир», кроется в различиях торговой инфраструктуры, которые существуют в Москве и регионах. По другим вариантам ответов столь явных различий выявлено не было.

18% жителей столицы тоже признались, что начали покупать упаковки товаров большего объема по более выгодной цене. В целом по России также ответили 16% опрошенных. О непосредственной экономии в связи с растущими ценами заявили 15% россиян и 19% москвичей — они продолжают покупать привычные товары, но в меньших объемах. А отказываются от определенных категорий товаров в целях экономии 9% жителей российских городов и 13% москвичей.

Понятно, что подорожание товаров повседневного спроса ощутили в первую очередь небогатые семьи. Именно среди низкодоходников значительно выше доля тех, кто стал посещать большее количество магазинов в поисках выгодных предложений. Они также намного чаще заявляли о том, что в целях экономии им приходится сокращать объемы покупок.

Средний чек

Об оптимизации расходов на товары повседневного спроса говорят и данные сканпанели домохозяйств Romir Scan Panel. Так, в I квартале 2014 года повседневные покупки в крупных и средних городах нашей страны снизились на 1% в номинальном выражении по сравнению с I кварталом 2013 года. «С учетом инфляции потребительского рынка, ускорившейся до 7% в годовом выражении, можно говорить о сокращении реальных расходов на 8%. При этом расходы на продукты питания снизились на 12–16% в номинальном стоимостном выражении, а расходы на непродовольственные товары повседневного спроса выросли на 25–30%», — пишут в своих материалах исследователи «Ромир».

Средний чек среднестатистического горожанина за один поход в магазин составил в марте 2014 года 532 рубля. Таким образом, этот показатель растет уже третий месяц подряд после ощутимого провала в январе относительно декабря. Рост в марте к февралю составил почти 3%. Аналогичный рост был зафиксирован и относительно марта прошлого года. В марте средний чек в Москве подрос на среднестатистические 2,5%. Зато Питер, где жители в феврале еще продолжали экономить, показал прирост среднего чека на 5%.

Все регионы показали спокойный рост либо нерезкое сокращение среднего чека, как, например, в Сибири или на юге, пишет «Ромир». В Москве после резкого падения в январе (тогда он снизился на 18% по

сравнению с декабрем) средний чек вырос на 4% в феврале и еще на 2% в марте, остановившись на отметке в 702 рубля. Однако даже с таким значением средний чек в столице оказался на 2,5% ниже значения марта 2013 года. По сравнению с мартом 2009 года этот показатель в Москве вырос на 40%.

На Северо-Западе средний чек в марте вырос относительно февраля на 4,3%. Весомый вклад в этот рост внесли петербуржцы, которые за один поход в магазин оставляли в марте 650 рублей, что на 5,2% больше, чем месяцем ранее.

В городах с населением свыше миллиона жителей в марте 2014 года средний чек вырос на 1,5% по сравнению с февралем и на 8,5% по сравнению с мартом прошлого года. За пять лет (с марта2009-го) рост показателя в миллионниках превысил 60%.

В городах с населением 500–800 тысяч жителей средний чек в марте вырос на 2,5% по сравнению с февралем и вернулся на уровень марта прошлого года. А за пять лет рост показателя чуть-чутьне дотянул до 50%. В городах с населением 100–500 тысяч жителей средний чек снизился на 1,5% по сравнению с февралем и вернулся к значениям марта 2013 года.

По типам торговых точек эксперты отмечают заметный (на 8%) рост показателя среднего чека в дискаунтерах (март к февралю). В магазинах, торгующих через прилавок, в марте произошло небольшое (на 3%) снижение за месяц. Размер среднего чека в гипермаркетах и супермаркетах остается стабильным. За пять лет он вырос в гипермаркетах всего лишь на 17%, в супермаркетах и дискаунтерах — на 38%, а в магазинах, торгующих через прилавок, — на 120%, т. е. более чем в два раза.

Рост цен

По официальным данным Росстата, инфляция в России с начала года набрала 3,2%. С начала апреля потребительские цены показали рост на 0,9%, годом ранее — 0,5%. Таким образом, в годовом выражении инфляция на 28 апреля ускорилась до 7,3% с 7,1% неделей ранее. В марте показатель сложился на уровне 6,9%, превысив официальный таргет ЦБ на этот год в 5% и прогноз Минэкономразвития на уровне 6%.

Принятое в конце апреля решение о повышении ключевой ставки Банка России на 50 базисных пунктов — до 7,5% годовых — позволит замедлить инфляцию до уровня не выше 6% к концу 2014 года, рассчитывает регулятор.

«Ускорение роста потребительских цен было обусловлено главным образом влиянием курсовой динамики, которое оказалось более значительным, чем ожидалось ранее. Вклад в инфляцию также внесла неблагоприятная конъюнктура рынков отдельных товаров: молочной продукции, сахара, свинины, бензина. Дополнительное давление на цены оказало временное увеличение потребительского спроса на непродовольственные товары на фоне роста инфляционных ожиданий», отмечается в сообщении ЦБ.

Принятое решение о ключевой ставке позволит замедлить темпы инфляции до уровня не более 6% к концу 2014 года и обеспечить баланс инфляционных рисков и рисков дополнительного замедления экономики, ожидает регулятор.

«В среднесрочной перспективе действие факторов, обусловивших наблюдаемое ускорение роста потребительских цен, будет исчерпано, и при отсутствии новых шоков инфляция достигнет целевых уровней, заданных в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов», указывает ЦБ.

Стоит отметить, что, по данным Росстата, темпы роста потребительских цен в РФ в I квартале 2014 года более чем в 20 раз опередили европейские: накопленная с начала года инфляция в России по итогам марта составила 2,3%, тогда как в среднем в Евросоюзе — 0,1%. В России в марте 2014 года потребительские цены увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 1% (в среднем по странам ЕС — на 0,7%), говорится в сообщении.

В марте среди рассматриваемых стран наибольший прирост потребительских цен по сравнению с предыдущим месяцем наблюдался в Италии, Украине (в обеих странах по 2,2%), Греции (1,8%), Испании (1,6%); за период с начала 2014 года — в Белоруссии (4,9%), Турции (3,9%) и Казахстане (3,3%). При этом снижение цен в I квартале было отмечено в Италии и Греции (на 0,2%), Испании (на 0,4%), Швеции (на 0,6%) и Португалии (на 0,3%).

Во многих странах ЕС в марте вновь было отмечено снижение цен на продукты питания. По сравнению с предыдущим месяцем продукты наиболее заметно подешевели в Финляндии, Испании, Латвии, Люксембурге, Великобритании, Германии, Словении (на 0,5–0,8%). В ряде государств ЕС потребительские цены на продукты выросли, в том числе в Греции — на 0,7%, Чехии, на Кипре — на 0,4%, в Эстонии, Франции, Венгрии, Литве, Нидерландах — на 0,1–0,3% по сравнению с предыдущим месяцем.

За период с начала текущего года наиболее существенный прирост цен на продовольствие наблюдался в Эстонии (2,4%), Чехии (2,2%), Венгрии, Словакии (1,9%). В то же время на Мальте, в Ирландии цены на продукты с начала 2014 года заметно снизились (соответственно на 1,2 и 1%).

В апреле в трех субъектах РФ потребительские цены на товары и услуги в среднем выросли на 1,3% и более, в том числе в Воронежской области и Республике Адыгея — на 1,5%, во Владимирской области — на 1,3%. В Москве индекс потребительских цен за месяц составил 101,1% (с начала года — 103,8%), в Санкт-Петербурге — 100,9% (с начала года — 103,9%).

В апреле отмечалось заметное удорожание отдельных видов плодоовощной продукции. Так, за месяц на 14,7% выросли цены на капусту белокочанную, на 7,0% — на виноград, на 2,4–4,8% — на картофель, морковь, свеклу, лук репчатый, помидоры свежие, бананы и лимоны. Вместе с тем огурцы свежие и апельсины стали дешевле на 9,8 и 4,1% соответственно.

Среди наблюдаемых видов мяса и мясопродуктов на 4,1% увеличились цены на печень говяжью, на 2,4–3,9% — на разные виды свинины. В группе крупяных изделий значительный прирост цен отмечался на пшено — 3,5% и рис шлифованный — 2,5%. Кроме того, на 2,4% выросли цены на молоко питьевое стерилизованное, на 2,0–2,2% — на рыбу лососевых пород, колбасу полукопченую, смеси сухие молочные для детского питания, мороженое сливочное, творог нежирный и сырки творожные, глазированные шоколадом. Одновременно на 1,4% дешевле стали национальные сыры и брынза, на 0,7% — рыба живая и охлажденная.

Стоимость минимального набора продуктов питания в расчете на месяц в среднем по России в конце апреля 2014 г. составила 3137,5 рубля и по сравнению с предыдущим месяцем увеличилась на 1,9% (с начала года — на 9,7%). В Москве в конце апреля стоимость этого же набора составила 3726,5 рубля и за месяц выросла на 2,0% (с начала года — на 9,4%), в Санкт-Петербурге — 3571,8 рубля и увеличилась на 1,8% (с начала года — на 11,5%).

Только за последнюю неделю апреля цены на свинину в стране выросли на 1%, пшено — на 0,7%, курицу, мороженую рыбу, колбасы, молоко, сливочное масло, сахар-песок, конфеты, чай и водку — на 0,3–0,5%. Яйца подешевели на 1,3%. Рост цен на плодоовощную продукцию продолжился и в среднем составил 0,3%. Наиболее резкую динамику показали цены на капусту, которые увеличились на 5,4%. Рост цен на морковь, картофель и репчатый лук составил 1,1–1,5%. В то же время цены на огурцы снизились на 1,9%, помидоры — на 0,2%, яблоки — на 0,1%. Цены на автомобильный бензин за последнюю неделю апреля выросли на 0,2%, на дизельное топливо не изменились.

В апреле среди наблюдаемых групп непродовольственных товаров наибольший прирост цен отмечался на табачные изделия. Так, сигареты с фильтром отечественные за месяц стали дороже на 5,3% (с начала года — на 11,7%).

В группе медикаментов значительно увеличились цены на валидол — на 10,4%, алмагель, сульфацетамид, троксерутин, валокордин, комбинированные анальгетики — на 2,0–2,3%. В то же время ацетилсалициловая кислота (аспирин отечественный), бисопролол, гипотиазид и йод подешевели на 0,1–0,6%.

Среди остальных наблюдаемых видов непродовольственных товаров на 1,2–2,0% выросли цены на велосипеды для детей и взрослых, коньки роликовые, коляски для новорожденных, дрели электрические, зубные щетки, легковые автомобили отечественные, отдельные виды сезонной одежды и обуви для детей и взрослых, строительных материалов.

Одновременно на 0,1–0,6% снизились цены на свежесрезанные цветы, газовое моторное топливо, дизельное топливо, уголь, телефонные аппараты сотовой связи в комплекте, фотоаппараты, смартфоны, телевизоры цветного изображения, проигрыватели мультимедиа, меха и меховые изделия, трикотажные головные уборы мужские, отдельные виды зимней одежды и обуви для детей и взрослых.

В апреле среди наблюдаемых видов услуг пассажирского транспорта наиболее заметно выросли тарифы на проезд в купейных вагонах поездов дальнего следования — на 21,1–22,9%. Цены на билеты на самолет в салоне экономического класса увеличились на 2,5%. В то же время проезд в плацкартных вагонах поездов дальнего следования, пригородных поездах и такси подешевел на 0,1%.

Существенно подорожали отдельные виды услуг связи. Так, плата за пересылку простого письма внутри России и отправку обыкновенной внутренней телеграммы возросла на 4,8 и 4,7% соответственно, за радиотрансляционную точку — на 2,4%.

В группе услуг туризма и отдыха на 3,1% подорожали туры на отдых в Испанию, на 2,7% — в Турцию, на 2,3% — экскурсионные поездки в Финляндию и по городам Европы, на 0,9% — путевки в санатории на территории России.

Из наблюдаемых видов бытовых услуг на 0,9–2,2% выросли цены на пошив женского платья, стирку и глажение белья, замену элементов питания в наручных часах, изготовление фотографий, выполнение обойных и облицовочных работ, шиномонтаж колес легкового автомобиля.

Среди остальных наблюдаемых видов услуг на 2,5% увеличилась годовая стоимость полиса добровольного страхования легкового автомобиля от стандартных рисков, на 1,0–1,9% — процентная ставка за пользование потребительским кредитом, стоимость удостоверения завещания в нотариальной конторе, а также цены на отдельные виды медицинских и ветеринарных услуг.

19.09.2024
В сентябре 2024 года Минсельхоз РФ разослал участникам молочного рынка проект ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве» с предложением обсудить документ и направить в адрес ведомства замечания. The DairyNews обратился за комментариями к экспертам отрасли – производителям молока и собственникам молочного КРС, чтобы узнать, насколько необходима саморегулируемая организация бизнесу и какие надежды он на нее возлагает.

Читать полностью