Dairy Stream
до трансляции
онлайн

Кому нужно согнуть цены?

Источник: The DairyNews
EN RU
Молочный союз России обратился в правительство РФ и Федеральную антимонопольную службу с просьбой принять меры в связи с высокими наценками на молочную продукцию в федеральных торговых сетях. Об этом сообщила руководитель союза Людмила Маницкая. Что об этом думают остальные участники рынка и власти?
Кому нужно согнуть цены?

Она заявила, что региональные производители жалуются на засилье фальсификата на полках магазинов и сложности с попаданием в федеральный ритейл.

“У федеральных сетей очень высокие наценки, от 50 до 150%. Мы, как Молочный союз России, вышли в правительство и в ФАС написали письма о том, что здесь нужно разбираться. Конечно, вмешательство в рынок недопустимо, но что касается сетей, то именно так нужно поступить. Ни в одной стране нет таких наценок на молочную продукцию", - сказала Маницкая.

По ее словам, самая высокая накрутка идет на продукты, на производство которых требуется большое количество молока. Это, к примеру, сыр, масло, сметана. Жалобы на то, что у федеральных сетей высокие наценки, поступают в союз от производителей со всей России. 

Виктор Евтухов, заместитель главы Минпромторга заявил, что наценки выше 100% наблюдаются только в премиальном сегменте. 

"Необходимо отметить, что по премиальным видам молочной продукции наценка в торговле действительно может достигать 100% и больше. В то же время достаточно большая часть ассортимента всех производимых молочных товаров попадает в список социально значимых. И как раз на эту группу высокие торговые наценки не распространяются", - отмечается в сообщении.

Как отметил заместитель министра, молочная продукция является наиболее востребованной, и практически каждый покупатель уходит из магазина с покупкой из молочного ассортимента, поэтому торговые операторы вынуждены держать низкую наценку на эту продукцию, демпфируя закупочную цену производителя".

Он также добавил, что представители торговли в целом неохотно идут на повышение цен ввиду того, что низкие цены являются их конкурентным преимуществом. Евтухов добавил, что, по данным Росстата, средняя торговая наценка на социально значимые продовольственные товары в розничной торговле составляет 16,5%. "Торговые сети стараются не повышать цены на социально значимые продовольственные товары. Некоторые сети устанавливают нулевую и даже отрицательную торговую наценку на продукты питания за счет собственной маржи, так как более низкая конечная цена на социально значимые товары и продукты питания помогает выиграть жесткую конкурентную борьбу за покупательской трафик", - заключил он.

В конце июля в Госдуме призвали ритейлеров снизить цены на социально значимые продукты. Вице-спикер Госдумы Алексей Гордеев тогда провел заседание федеральной рабочей группы "Единой России" по стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. Во вступительном слове Гордеев отметил, что увеличение цен на ряд основных продуктов питания - одна из самых частых тем, которую люди поднимают при обсуждении народной программы "Единой России" в регионах.

"Партия взяла этот животрепещущий вопрос под свой контроль и предложила ряд мер. Например, предложено на период уборки урожая, который уже наступил, организовать поставки от производителей на рынки и ярмарки для прямой продажи населению, исключив из этой цепочки звено посредников", - сказал Гордеев.

В середине августа стало известно, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовит законопроект об ограничении наценки на продукты в крупных торговых сетях.

"Уже есть законопроекты и постановление правительства, которые позволяют регулировать цены. Но вот с наценками в сетях практически невозможно с юридической точки зрения сейчас что-то делать", - сообщил источник Forbes.

“Ъ” сообщил, что ФАС действует по поручению президента, который распорядился предоставлять квартальную отчётность по этим ценам. 

Ранее ФАС сообщила, что проводит антикартельные проверки сетей "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель", "Лента" и "Магнит". Проверки начаты по обращениям граждан о росте цен, а также с целью недопущения необоснованного повышения стоимости социально значимых продовольственных товаров. 

По отдельным категориям, отмечают собеседники The DairyNews, наценки в сетях действительно значительные.

Член совета РСПМО Александр Поляк отмечает, что в России есть проблема с потреблением сыров из-за крайне высокой наценки в сетях. 

“Цены на сыры на полках магазинов не падают. Если ФАС сейчас вмешается и решит вопрос с наценками на сыры, возможно, что-то изменится. Я уже года три-четыре подряд говорю, что единственный способ привести в порядок рынок – ограничить законодательно возможности торговых сетей устанавливать наценку на сыр, которая составляет от 65 до 75%. Сыр стало выгоднее продавать даже чем алкоголь, потому что с бутылки водки наценка меньше, чем с килограмма сыра. В то же время завод зарабатывает на сырах 5-7% и то далеко не всегда", - подчеркнул Александр Поляк.

Эксперт отметил, что очень важно, что нельзя ограничивать цену, нужно ограничивать наценку. Ограничение цены всегда бессмысленно, так как все равно отразиться на производителе.

“Без регуляторной ограничительной системы наценок потребление сыра не увеличится", - подытожил Александр Поляк.

Недавно стало известно, что Правительство озаботилось ростом стоимости перевозок продуктов питания и поручило профильным министерствам проработать вопрос о снижении тарифов на их транспортировку. Перевозчики отмечают, что работают на грани рентабельности, а подорожание транспортных услуг объясняют возросшими аппетитами множества посредников.

В Минпромторге признают факт подорожания перевозок овощной продукции, причем за год особенно сильно выросли в цене именно автомобильные расходы, на которые приходится основной объем доставки продуктов питания.

“По информации торговых сетей и сельхозпроизводителей, стоимость перевозок овощей с юга в центр России сегодня составляет порядка 3-5 руб. за килограмм.

В то же время средняя торговая наценка на социально-значимые продовольственные товары в розничной торговле составляет сейчас 16,5% (по данным Росстата)”, — рассказал Газете.Ru статс-секретарь, замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.

По данным бизнеса, за год стоимость логистики возросла на 10-30%. В Минсельхозе сообщили, что с Минпромторгом и Минтрансом прорабатываются возможные варианты решения проблемы.  

Евгения Васильева, директор отдела логистики “Сернурского сырзавода” комментируя ситуацию, отметила рост стоимости ремонта грузовых авто, связанный в первую очередь с дефицитом запчастей, ростом стоимости стального проката. Также втрое выросла стоимость фреона, которым заправляют рефрижераторы на авто.

Немаловажной проблемой эксперт назвала нехватку кадров - водители, выбирая между работой по городу и транзитными перевозками, выбирают первое. Зарплата курьеров при доставке по городу сопоставима с зарплатой при командировках за город.

Также стоит отметить и рост стоимости топлива - этот рост связан с летним сезоном, вызванным в том числе с/х работами.

Бизнес сильно затрагивает и повышение тарифов за «Платон», «Автодор». Введение пропускного режима в Москву для авто свыше 3,5 тонн сильно сказывается на расходов для ИП.

Исполнительный директор Руспродсоюза Дмитрий Востриков на недавней конференции в Барнауле заявил: “У нас дифференцирована эта категория: есть социальные продукты, которые в первую очередь покупает население, а есть премиальный сегмент - это фитнес-йогурты на основе молока, сыры типа Дорблю. Если говорить о социальном молоке, сметане - тут наценка 15%, максимум - это 30% на сметане, не больше. Соответственно, на премиальный сегмент больше наценка, а там, где социальный, иногда мы фиксируем факты, что сети действительно торгуют с минусом для себя, чтобы было доступно, чтобы привлечь покупателя”, - сказал он.

Дмитрий Востриков напомнил, что есть такое понятие – «якорный продукт». Это самые простые продукты, за которыми заходит население.

“Люди запоминают цену, по этим продуктам смотрят в какую торговую точку стоит заходить, а в какую нет. Поэтому здесь больших наценок нет. Мы проверили, позвонили в несколько наших предприятий, которые поставляют в торговые сети”, - добавил он.

Материал дополняется

Ваши комментарии по теме вы можете присылать на as@dairynews.ru



13.12.2024
The DairyNews.ru обратился к экспертам, чтобы узнать из первых рук о реакции производителей молока и переработчиков на очередное непопулярное решение Минсельхоза РФ. Игроки молочной отрасли считают, что практика, когда задним числом вводятся ограничения по обслуживанию кредитов, делает рынок непредсказуемым, ставит крест на инвестиционной активности, и, следовательно, лишает бизнес будущего.
Читать полностью