Кому на Руси жить хорошо?
(к вопросу соблюдения требований Российского Законодательства в области племенного животноводства)
Оценка племенных и продуктивных качеств является краеугольным камнем в селекции всех видов сельскохозяйственных животных. Само понятие селекция имеет четкое обозначение: отбор и подбор. Отбор лучших особей из числа маточного поголовья стада и подбор к ним, для получения следующего поколения животных производителей составляет суть селекции. Принцип «только лучшее, соединенное с лучшим дает лучшее» является основой селекции, как в племенных, так и товарных стадах.
В племенных организациях в течении многих лет отбор коров для разведения осуществлялся практически по одному селекционному признаку – молочной продуктивности. В понятие молочная продуктивность входит: надой молока за лактацию и содержание в нем молочного жира и белка. В предыдущий период это было оправдано. Изменение экономической модели развития предъявляет к селекции новые требования. Нашей стране нужны стада состоящие из высокопродуктивных животных, (8000 кг и более за лактацию), способных на протяжении длительного времени (4-5 лактаций) сохранять здоровье, которое обеспечивает поддержание репродуктивных функций, позволяющих ежегодно получать 80-85 телят от 100 коров.
Эта необходимость диктуется двумя обстоятельствами:
Во-первых, задачей обеспечения продовольственной безопасности государства, для этого необходимо в ближайшие годы увеличить поголовье коров молочных пород на 1-1,5 миллиона голов.
Во-вторых, окупаемость вложений на выращивание высокопродуктивной коровы приходится на 3-ю лактацию, а это экономика животноводства.
Существующая в настоящее время практика работы племенных организаций, в которых содержится лучшая часть популяции молочных пород, свидетельствует о постоянном сокращении сроков продуктивной жизни. Например, в Свердловской области продолжительность хозяйственного использования коров в племенных заводах по данным бонитировки за 2016 год составляет только 2,7 отела. При этом условии родившихся телок хватает только на ремонт стада. О селекции и отборе лучших животных речь вообще не идет, так как отбор предполагает оценку коров по качеству потомства. Коровы-матери выбывают из стада раньше, чем закончат хотя бы первую лактацию их дочери. Это приводит к тому, что все родившиеся телочки вводятся в стадо без оценки и отбора. Что это если не отсутствие селекции и прекращение генетического прогресса по материнской линии?
Государство, определяя вышеуказанные задачи, оказывает значительную поддержку и ставит определенные условия – готовить и реализовывать на отечественном рынке племенных животных в количестве не менее 10 процентов от поголовья коров. При этом внутренние цены на племенной скот уже не только сравнялись, но и стали выше в сравнении с ситуацией в странах ЕС. Но на внутреннем рынке достаточного количества племенного скота нет. Завоз животных молочных пород из других стран всегда сопряжен с риском по вопросам ветеринарной безопасности, а имеющаяся практика показывает, что импортное поголовье так же не отличается сроками продуктивной жизни и выбывает через 1,5 - 2 года. Не помогает и использование спермы быков разделенной по полу.
Необходимо развивать собственную селекцию. Особенно это касается быков-производителей. Оценка быка-производителя, определение его генетических качеств, является главным проводником прогресса в породах молочного скота. Оценивать нужно тех молодых быков, которые отобраны для содержания на отечественных станциях по искусственному осеменению.
В последние годы активно создаются различные организации, которые якобы представляют интересы сельхозтоваропроизводителей, разрабатываются неосуществимые в настоящее время «проекты» по изменению условий и правил. Главной составляющей значительного числа таких организаций является отрицание роли Российского государства и преувеличение достижений в животноводстве в так называемых «развитых странах».
Не умаляя достижений зарубежных животноводов в развитии молочного скотоводства, хочу заметить, что Россия сильно отличается по территориально-климатическим факторам и менталитету населения. В связи с этим, государство у нас должно играть более значительную роль.
В современных условиях двойственность толкования в отношении бизнеса и государства по принципу оно, т.е. государство, всем должно, а мы будем действовать так, как хотим – недопустима. Законы государства можно и нужно критиковать, вносить конструктивные изменения, но их необходимо исполнять. Это в полной мере относится к Федеральному закону от 3 августа 1995г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 32 ; ст.3199;2003, №2, ст.167;2005, № 19, ст.1752; 2006, № 52, ст.5497; 2007, №27, ст.3213, № 46, ст.5554; 2008,№29, ст.3418; 2011, №1, ст 32,№30, ст.4590, ст.4596). На основании требований Закона Минсельхоз России разработал Правила в области племенного животноводства «Виды организаций, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства».
В пункте 40 Приказа Минсельхоза России от 16 апреля 2013 г. №183 и 16 февраля 2016 г. №56 определено, что «Региональный информационно-селекционный центр (далее РИСЦ) – вид организации по племенному животноводству, осуществляющий деятельность по научно-методическому, технологическому, сервисному и информационному обеспечению селекционно-племенной работы в животноводстве на территории (-ях) субъекта(-ов) Российской Федерации. Региональный информационно-селекционный центр является основным звеном, осуществляющим организационные и методические функции по исполнению законодательства РФ на территории субъекта (-ов).
Сельскохозяйственные организации независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и племенного статуса обязаны согласовывать с РИСЦ использование любой генетической продукции, в том числе семени животных производителей и эмбрионов, в целях получения приплода для дальнейшего разведения.
Ответственность за исполнение требований Закона РФ от 3 августа 1995 г «О племенном животноводстве» на территории субъекта возлагается на органы управления агропромышленным комплексом.
РИСЦ ОАО «Уралплемцентр», осуществляя возложенные Минсельхозом России обязанности, в рамках полномочий предоставленных Законом РФ, запрашивает у субъектов племенного животноводства информацию о приобретении семени быков-производителей, произведенного в зарубежных организациях. Это необходимо для отслеживания процессов происходящих в популяции: поддержание генеалогической структуры, исключение необоснованного нарастания инбридинга, контроль наличия генетических аномалий. Перечень запрашиваемых документов ограничен:
-
племенное свидетельство на быка;
-
сертификат на отсутствие генетических аномалий;
-
ветеринарное свидетельство;
-
микросателлитный профиль быка.
РИСЦ не запрашивает коммерческую информацию. В обязанности РИСЦ входит контроль исполнения минимальных требований, предъявляемых к племенным организациям по разведению сельскохозяйственных животных всех видов, в том числе крупного рогатого скота молочных пород.
Приложение №1 к Правилам в области племенного животноводства, «виды организаций осуществляющих деятельность в области племенного животноводства» предусмотрено осеменение не менее 30 процентов маточного поголовья проверяемыми быками и 50 процентов быками улучшателями.
Факт незаконного присвоения племенных категорий быкам, семя которых завезено на территорию нашей страны, общеизвестен. ФГУП ВНИИПлем, присвоив себе несуществующий по Закону статус Головного информационно-селекционного центра, продолжает штамповать племенные категории А и Б всем импортным быкам, без исключения.
Эти незаконные действия со стороны государственного бюджетного учреждения создают прецеденты, когда руководители племенных организаций отказываются от исполнения требований по проверке быков по качеству потомства.
Целью оценки быков по качеству потомства является выявление лучших пробандов для последующего их широкого использования в популяции. Во время оценки, а это временной отрезок 4-5 лет семя быков накапливается в спермобанке организации по искусственному осеменению. После окончания оценки семя лучших быков допускается для широкого использования, а худших утилизируется, и сами животные подлежат убою. Все это логично и понятно.
Практическая работа РИСЦ с отдельными организациями по племенному животноводству сталкивается с нежеланием исполнять требования Закона. Мотивация такая: «Мы работаем с импортным семенем и не желаем заниматься проверкой Российских быков-производителей» или «Мы занимаемся проверкой импортных быков совместно с поставщиком, который внесен в Государственный племенной регистр как племенное предприятие (региональное) по хранению и реализации семени животных производителей». Таким предприятием, в данном случае, является ООО «Молочная компания «Генетика», зарегистрированная в Нижнем Новгороде, и которая берет на себя работу по оценке быков, семя которых было завезено по импорту. Дело даже не в том, что они зарегистрированы в другом регионе. Дело в грубом нарушении Российского Закона «О племенном животноводстве», а так же в отсутствии элементарной логики. Являясь просто перекупщиком семени, которое завозится на территорию нашей страны по остаточному принципу, ООО «Молочная компании «Генетика» вводит в заблуждение, а проще говоря, просто обманывает руководителей Российских племенных организаций. Даже если согласиться с тем, что оценивать нужно всех быков, семя которых используется в нашей стране, то при получении положительной оценки по качеству потомства дальнейшего его применения, из-за физического отсутствия, не будет. Вопрос – зачем делать пустую работу? Видимо только за тем, чтобы не допустить проведение этой работы в отношении быков-производителей находящихся на Российских станциях по искусственному осеменению. Данный прецедент показывает, насколько пренебрежительно относятся перекупщики семени быков к отечественным племенным организациям. Их не заботит, что будет с Российским животноводством завтра. Они четко выполняют указания своих забугорных покровителей, которые мечтают окончательно разрушить Российское животноводство. Это следует из интервью генерального директора компании «ABS Global» по странам Восточной Европы Тодором Арбовым, который сказал (цитируется по http://www.dairynews.ru/interview/intervju_s_generalnym_direktorom_kompanii_abs_glob.html):
-
Россия – отсталое государство в области племенного животноводства.
-
Необходимо увеличивать завоз импортного племенного материала в десятки раз.
-
Следует упростить требования к оценке завозимого племенного материала.
-
В России отсутствуют специалисты, способные работать в современных условиях.
Мы не оголтелые противники использования достижений зарубежной генетики. На территорию России должен завозиться генетический материал только высокого качества и по причине отсутствия аналогичной продукции в отечественных организациях по искусственному осеменению.
Пока же к нам массово завозится семя быков отработавших в зарубежных странах и по причине того, что остатки его больше не пользуются спросом.
Департамент животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства России делает много для налаживания племенной работы в стране. Однако, существующее в настоящее время положение не способствует развитию племенного дела. Уполномоченная им организация в лице ФГБУ ВНИИПлем присвоила себе наименование Головного информационно-селекционного центра и абсолютно лишена желания взаимодействовать с организациями, созданными в соответствии с Законом РФ «О племенном животноводстве» - т.е. с Региональными информационно-селекционными центрами. Повторюсь, в нарушение всех норм и правил, установленных государством ВНИИПлем продолжает «штамповать» племенные свидетельства на импортную спермопродукцию и присваивать племенные категории быкам-производителям которых никто на территории страны не видел. Отдельные работники этого государственного учреждения, например Щеглов М.Е. не стесняется ездить по регионами рекламировать импортную спермопродукцию. В то же время он не желает общаться с руководителями и специалистами отечественных РИСЦ и организаций по искусственному осеменению. Яркий тому пример: 27-28 июля 2017 г. в ОАО «Московское» проходил семинар-совещание руководителей региональных организаций по племенной работе под руководством заместителя директора Департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза РФ Г.Ф. Сафиной.
Господин Щеглов М.Е. прибыл на семинар, сделал доклад, суть которого заключается в том, что в России племенного дела нет, заниматься разработкой системы отечественных оценок ВНИИПлем не будет и предлагает взять за основу зарубежные индексы племенной ценности. По нашем у мнению это означает, что предлагается не только открыть калитку, но и распахнуть ворота, в которые хлынет импортная племенная продукция, а о генетической и продовольственной безопасности государства надо забыть.
После этого он практически отказался от ответов на вопросы участников семинара и демонстративно покинул территорию ОАО «Московское» по племенной работе».
Именно этот человек занимает во ВНИИПлем ключевую позицию по вопросам племенной работы и оценке быков-производителей по качеству потомства. Думается, что руководителю института академику Дунину И.М. и руководству Минсельхоза РФ нужно сделать соответствующие выводы. Нельзя, чтобы человек с ярко выраженной антироссийской идеологией занимался ключевыми вопросами, от которых во многом зависит продовольственная безопасность страны.
К сожалению, некоторые органы государственной власти субъектов РФ в лице агропромышленных формирований делают вид, что ничего особенного не происходит, и исполнять требования Российского Закона не спешат.
В данном, казалось бы частном случае, Минсельхоз России должен занять принципиальную позицию- оценкой быков-производителей находящихся на отечественных станциях по искусственному осеменению должны заниматься все племенные организации. Невыполнение этого и других положений изложенных в Правилах в области племенного животноводства «Виды организаций осуществляющих деятельность в области племенного животноводства» должно быть поводом для прекращения государственного субсидирования племенных организаций.
Положительный результат племенной работы, может быть достигнут только при наличии информации о генетических параметрах хозяйственно-полезных признаков быков-производителей и использования лучших животных в селекционных программах. Только плановая работа по отбору и подбору производителей и маток может дать экономический эффект. Ситуация, при которой планирование племенной работы в племенных организациях является формальностью, необходимой только для получения свидетельства о внесении в Государственный племенной регистр становится нетерпимой.
Хаотичное использование семени быков, завезенного по импорту, приводит к невозможности осуществления селекционных программ, засоряет племенные стада потомками низкой племенной ценности, увеличивает затраты на племенную работу. Продавцы импортного племенного материала не несут ответственности за результаты, получаемые в племенных и товарных организациях, а в случае неудовлетворительных итогов всегда аппелируют к низкой квалификации российских специалистов или выискивают еще какие-либо причины.
Создание единой информационной базы быков, разработка нормативных документов учитывающих интересы отечественных производителей является неотложной задачей. Поэтому основными разработчиком норм и правил, необходимых для отечественного животноводства должен быть ОАО «Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных», который и создан для реализации задачи – обеспечения генетической безопасности страны. На его базе и нужно сформировать полноценный Головной информационно-селекционный центр. Экспертное сообщество, в лице научных учреждений и общественных организаций должно участвовать в решении этих вопросов в интересах животноводов России, а не заниматься только критикой существующей ситуации, поддержкой, а иногда и прямым лоббированием интересов зарубежных компаний.