Х5 представит обновленную стратегию в ходе capital markets day
Обновленная стратегия, в частности, предусматривает, что Х5 сохранит фокус на продовольственном рынке, где рассчитывает значительно улучшить свои конкурентные позиции и эффективность, сказал он в ходе телефонной конференции в августе. "Мы продолжим концентрироваться на нашем профильном бизнесе, но в то же время мы расширяем границы нашего рынка и внедряем новые подходы к customer journey (то есть к механизму совершения покупки - ИФ), который значительно изменился под влиянием технологического прогресса в последние несколько лет: сейчас "путь покупателя" начинается задолго до входа в магазин", - отметил Шехтерман.
В основе стратегии будет лежать цифровая трансформация, которую Х5 начала несколько лет назад. Еще одним приоритетом ритейлера будет безопасность покупателя, влияние на социальную среду и экологию. Компания корректирует свою стратегию каждый год. Согласно стратегии, которую Х5 представила на "Дне инвестора" в прошлом году в Лондоне, около 20% выручки компании в 2029 году должен обеспечивать ее новый бизнес: онлайн-магазин "Перекресток впрок", сервис 5Post (подразделение, развивающее услуги доставки заказов из сторонних интернет-магазинов в постаматы в магазинах Х5), экспресс-доставка и другие, еще не запущенные проекты. До половины выручки Х5 хочет получать за счет цифровых каналов (например, персонализированных промо-предложений). В предыдущие годы в рамках CMD руководство Х5 также давало прогноз развития сети магазинов на следующий год и сигнал о предстоящих дивидендных выплатах.
В июне финансовый директор Х5 Светлана Демяшкевич в интервью "Интерфаксу" говорила, что Х5 может скорректировать дивидендную политику и видит возможность роста выплат по итогам 2020 года до 50% по сравнению с суммарными дивидендами за 2019 год, а также потенциал ежегодного повышения выплат в абсолютном выражении в дальнейшем. Согласно действующей дивидендной политике Х5, целевой коэффициент выплаты дивидендов составляет не менее 25% консолидированной чистой прибыли по МСФО (однако исторически компания платила больше). При принятии решения о дивидендах компания руководствуется целевым показателем соотношения чистого долга к EBITDA на уровне ниже 2х.
Аналитики "ВТБ Капитала" в своем обзоре отмечают, что по итогам девяти месяцев этого года Х5 получила свободный денежный поток в размере 20 млрд рублей, что создает значительную поддержку для дивидендов за 2020 год. По оценке аналитиков, выплаты могут составить 47 млрд рублей, что на 56% больше, чем дивиденды за 2019 год (дивидендная доходность - 5,8%). Глава Х5 Шехтерман в ходе недавней конференции для поставщиков говорил, что ритейлер планирует к 2023 году увеличить сеть до 20 тыс. магазинов (по итогам девяти месяцев их было 17,352 тыс.). По оценке аналитиков Альфа-банка, это предусматривает открытие примерно 1,4-1,6 тыс. новых магазинов в год на валовой основе, что не превышает количество магазинов, которые компания планирует открыть в кризис 2020 года.
С учетом этого, полагают аналитики, Х5 будет сфокусирована на областях, которые способствуют созданию большего ROIC, в том числе на реновации существующих магазинов (примерно 2 тыс. магазинов в год, по прогнозу аналитиков Альфа-банка), цифровизации и онлайн-бизнесах. В 2020 году Х5 планировала открыть около 2 тыс. новых магазинов "Пятерочка" и "Перекресток" (gross, то есть без учета закрытий). Из-за коронавируса часть открытий была отложена. В результате ритейлер может открыть на 15-20% меньше первоначальных планов.
"Но мы будем следить за ситуацией на рынке, поведением конкурентов и можем ускорить экспансию в конце года", - говорил в августе Шехтерман.
Х5 - крупнейший в России ритейлер по объему выручки. На конец сентября группа объединяла 17,352 тыс. магазинов, в том числе 16,385 тыс. магазинов "у дома" "Пятерочка", 910 супермаркетов "Перекресток" и 57 гипермаркетов "Карусель". В понедельник, 26 октября, Х5 опубликовала финансовые результаты за III квартал по МСФО, которые превзошли консенсус-прогноз в части EBITDA. Выручка ритейлера в июле-сентябре выросла на 15,3%, до 486,641 млрд рублей. Валовая прибыль увеличилась на 18,1%, до 122,226 млрд рублей, валовая маржа - до 25,1% с 24,5% благодаря снижению потерь и более низким инвестициям в цены. EBITDA Х5 выросла на 35,1%, до 38,702 млрд рублей, рентабельность этого показателя составила 8% против 6,8% годом ранее. Чистая прибыль подскочила в 5,3 раза, до 11,949 млрд рублей. Аналитики назвали результаты Х5 сильными.
"Общая ситуация на рынке пока складывается в пользу ритейлера и, на наш взгляд, поддержит его показатели в следующем отчетном периоде", - говорится в обзоре "Велес Капитала".