Как Виталий Лебедев доит «молочную корову» общественного мнения
Как из двух рублей сделать бизнес На фоне всеобщих рассуждений о судьбе молочных заводов и сельского хозяйства Омской области в целом, племенных коровах и межнациональных корпорациях, корреспондент ИА «Твой Омск» решил заняться простейшей математикой. Итак, арендатор Горьковского молочного завода Виталий Лебедев заявляет, что его завод ежедневно перерабатывает 16 тонн молока. Причем завод покупает молоко у сдатчиков за 15 рублей, а продает по цене в 17 рублей за литр. Г-н Лебедев утверждает, что на заработанные два рубля с каждого литра предприятие смогло «вдвое увеличить работникам зарплату, оплачивать электричество, коммуналку и параллельно еще ремонтировать производственные мощности. Это — всего за четыре месяца».
Попробуем посчитать, сколько денег остается у предпринимателя на развитие бизнеса при таком раскладе. Если принять за основу данные Лебедева — 16 тонн в день по закупочной цене в 15 рублей за литр и цене реализации в 17 рублей — мы получим следующее. В месяц завод перерабатывает 480 тонн молока. Выручка (17 рублей х 480 000 литров) составит ежемесячно 8,16 миллиона рублей. Посчитаем себестоимость, к которой отнесем только стоимость самого молока и упаковки (15 рублей за молоко + 1,3 рубля за пюр-пак-упаковку), умножим на 480 000 литров и получим 7,824 миллиона рублей. Валовая прибыль, таким образом, составит 336 тысяч рублей. Отнимем арендную плату, которая, по словам владельца ООО «Агрокомплекс “Ударный”» (собственник Горьковского молзавода) Сергея Головачева, составляет 200 тысяч рублей в месяц (с 1 июля повысилась до 300 тысяч рублей) и плату за электроэнергию (около 50 тысяч рублей в месяц), и у нас останется 86 тысяч рублей. Штат сотрудников производства, по имеющейся у ИА «Твой Омск» информации, около 20 человек. Даже если принять, что средняя зарплата, которая включает зарплату и технолога производства, и мастера, и простого рабочего, составляет 10 тысяч рублей, на оплату труда работников придется потратить около 200 тысяч рублей. Прибавим сюда единый социальный налог в размере около 60 тысяч рублей при указанной зарплате, коммунальные расходы, налоги, которые завод платит в бюджеты — и мы уже ушли в глубокий минус. Не будем мелочиться в этой ситуации и учитывать спонсорскую помощь в виде молока, которое Виталий Лебедев якобы бесплатно поставляет в детские сады. Очевидно, что при данных условиях предприятие ежемесячно терпит серьезные убытки. Ведь глубокая переработка, о которой говорит бизнесмен, — это производство, например, бифидоков, творога, другой подобной продукции. Учитывая наценку всего в два рубля на каждый литр, которая заявляется, ни о каком увеличении зарплаты сотрудникам, инвестировании в оборудование и прочем речи быть не может — попросту денег не хватит.
Кто платит за благотворительное молоко? В такой ситуации встает очевидный вопрос: где Виталий Лебедев берет деньги, чтобы в течение четырех месяцев оплачивать убыточное производство? Ответ на него дают контрагенты Лебедева, которые, как выясняется, и оплачивают банкет. Сергей Головачев, которому принадлежит Горьковский молочный завод, рассказал ИА «Твой Омск», что договор аренды на 11 месяцев с Виталием Лебедевым был заключен в конце февраля этого года. По договору арендная плата составила 200 тысяч рублей в месяц с повышением до 300 тысяч с 1 июля 2013 года.
Плюс к этому Лебедев обязался оплачивать коммунальные услуги и электричество. — За март они заплатили с задержкой нам и за коммунальные услуги. Частично заплатили за апрель — и все, пропали и не берут трубку. На 1 августа их долг составит уже 1,15 миллиона рублей, — рассказал Головачев. Сейчас собственники завода подали иск о расторжении договора аренды с Лебедевым. Остановку молзавода Виталий Лебедев объясняет жадностью и непатриотичностью поставщиков, которые отказались отпускать молоко без предоплаты, предпочтя сотрудничество с зарубежными крупными компаниями.
Ирина Титарева, один из поставщиков, пояснила корреспонденту ИА «Твой Омск», что прекратила поставки молока заводу из-за долга в 200 тысяч рублей. Второму поставщику молока, ООО «Альянс», Горьковский завод задолжал 620 тысяч рублей. А был ли молочный заговор? На минувшей неделе, 19 июля на совещании в региональном минсельхозпроде, связанном с непростой ситуацией на данном перерабатывающем предприятии, арендатору Горьковского молочного завода указывалось на негативные последствия недобросовестных взаимоотношений с поставщиками сырья. Во-первых, закупочные цены на молоко у предприятия ниже, чем на соседних заводах. Во-вторых, просроченная сумма задолженности перед поставщиками сырья достигает миллиона рублей. В итоге хозяйства района прекратили поставки сырья на Горьковский молочный завод до полного расчета за уже предоставленное сырье. Как следствие, большую часть молока завод закупает в частном секторе, а его объемы в Горьковском районе, к сожалению, не так велики. — Попытка увязать свои проблемы с программой развития животноводства области и придать этому характер полного и всеобщего развала — это абсолютный бред, — комментирует министр сельского хозяйства и продовольствия Омской области Виталий Эрлих. — Да, от показателей прошлых лет по производству молока мы пока еще отстаем. Причины известны — засуха.
Тем не менее у нас достаточно хорошая положительная динамика по молоку в текущем году, и производим мы его более чем достаточно, как для внутренней переработки и потребления, так и поставок определенного объема за пределы региона. В Омской области свыше 40 предприятий занимаются переработкой молока. — Когда руководитель говорит о том, что колхозники нехорошие, не хотят ему дешевле продавать молоко, еще и с отсрочкой платежа, когда предприниматель строит свой бизнес исключительно на том, что кто-то будет давать ему дешевое молоко — то можно сказать, что человек не погружен в тематику бизнеса, — полагает заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Павел Павлов. — Развитие молочного животноводства, очевидно, будет идти тем лучше, чем лучше будет колхозникам. Если они продадут молоко дороже, если они получат предоплату, у них будут дополнительные средства на развитие стада, на качественные корма. В Европе корова, которая дает десять тонн молока в год, считается мясной. У нас рекордсменки дают по семь тонн молока, четыре-пять тонн считаются хорошими показателями. Без инвестиций в качественные корма, в развитие стада у нас ничего не будет.Зачем Лебедеву такая благотворительность? Долги и перед арендодателями, и перед поставщиками вполне объяснимы, если учесть совершенно нерыночную цену, которую установил Лебедев на продукцию завода. В среднем молоко в Омске стоит от 28 рублей за литр и выше. Гораздо сложнее объяснить принципы ценообразования, которыми руководствовался производитель, устанавливая цену на молоко в 17 рублей. Эксперты называют две возможные причины, которые вызвали громкие заявления Лебедева о разрухе в животноводстве региона. Возможно, что собственные просчеты и промахи предприниматель пытается смягчить, дискредитировав региональное сельское хозяйство. Другое объяснение возникшей ситуации — попытка разыграть на скандале собственную политическую карту в грядущей кампании по выборам главы района. Действительно, на первый взгляд Виталий Лебедев с его социальными ценами на молоко и возросшими в два раза зарплатами на заводе, выглядит привлекательно. Вот только цена его благотворительности — долги практически перед всеми контрагентами, с которыми он сотрудничал.