Dairy Stream
до трансляции
онлайн

Как узаконить контрафакт. Маркировка обуви и молока

Источник: The DairyNews
EN RU
С 1 марта 2020 года в РФ будет запрещена продажа немаркированной обуви. По информации замгендиректора оператора системы маркировки «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ) Реваза Юсупова обувные компании заказали более 1 миллиарда меток.
Юлия Осипова
Юлия Осипова
управляющий партнер "Маслодельный завод "Уваровский"

Представитель ЦРПТ эти показатели объясняет обелением рынка, которое показало объем отрасли, на 400% превышающий известные объемы обувного рынка до введения маркировки. Также Юсупов отметил ежедневную динамику роста заказа кодов.

Какими еще причинами можно объяснить такую нагрузку на систему ЦРПТ по заказу обувщиками от 70 миллионов кодов в день, не очевидными для представителей ЦРПТ?

Туфли черные мужские. Фото из открытых источников.

Туфли черные мужские. Фото из открытых источников.

Во-первых, до 1 марта 2020 года выдача кодов бесплатна. Набрать впрок – вполне соответствует менталитету русского практичного бизнесмена. В отличие от молочной продукции обувь не имеет срока годности, тем более почасового, который необходимо указать в коде маркировки для молочников. Также нелегко себе представить количество моделей обуви, подходящей под наименования: "ботинки черные мужские", "сапоги черные женские" и т.д. То есть марок впрок может хватить надолго и на большой ассортимент моделей.

Во-вторых, из указанных фактов рисуется новая бизнес-идея: перепродажа кодов маркировки обуви, которая по всей видимости уже начала воплощаться предприимчивыми делягами.

Как? Технология на поверхности.

Для получения кодов маркировки участнику оборота необходимо являться юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, иметь электронный документооборот, защищенные цифровые подписи и пр. и зарегистрироваться в системе. Это бремя на себя могли взять предприимчивые бизнесмены, в том числе и заказавшие бесплатные до 01 марта 2020 года коды маркировки. Поскольку маркируется не каждый ботинок, а пара обуви, а этикетка клеится непосредственно на коробку с помощью недорогого оборудования, то продавать марки такие предприниматели-посредники смогут с нерегулируемой наценкой от заявленных 60 копеек с НДС прямо распечатанными и «нанесенными» (то есть реально заведенными в систему через отчет о нанесении с абстрактным обобщенным наименованием типа «туфли чёрные мужские»).

Даже если цена марки у перекупщика марок вырастет до 50 или 100 рублей за штуку – это никак не сыграет на кошельке потребителя в виду изначально высокой стоимости обуви по сравнению со штучной молочной продукцией, не повлияет на экономику изготовителей или продавцов обуви, не введет их в убытки, как в случае с молочной отраслью, не создаст дефицита непродовольственных обувных товаров, не относящихся к остро социальным, как молочка. ЦРПТ заработает свои 50 копеек за услугу. Всем будет хорошо.


Женские туфли с сайта rendez-vous.ru

Женские туфли с сайта rendez-vous.ru

Потребителю по большому счету все равно, есть марка на коробке обуви или нет. Он купит подходящую ему по дизайну, размеру и цене пару. Вероятность сканирования кода маркировки через приложение крайне низка и скорее будет производиться из любопытства. При отсутствии информации в системе потребитель спишет это на несовершенство цифровых технологий и с вероятностью в тысячную долю процента пойдет писать заявление в правоохранительные органы о подделке. И даже если это заявление будет написано, злодея не найдут и не накажут, поскольку дотянуться до него невозможно. Посредник, продающий коды, с большой вероятностью будет неожиданно исчезать.

Возможно ли по этой технологии победить обувной контрафакт? И вообще, кто жаждет победы над контрафактом? Очевидно, что государство и в некоторых случаях легальный производитель, который не дополучает свои доходы.

Справочно: На протяжении многих десятилетий самые известные дома моды не могут победить контрафакт. В других странах даже не пробуют и не рассматривают маркировку, как инструмент. Во всем мире нет аналогов маркировки обуви, одежды, а тем более – молочной продукции.

Вводимая в России система маркировки обуви позволяет совершенно безнаказанно наносить перепроданные/перекупленные коды на любой контрафакт и выдавать его за легальный товар.

Появляется новая свободно конвертируемая валюта - «честная» марка, официально проведенная через систему, но наклеенная на товар с неизвестным происхождением. А значит - новая система легализации контрафакта.

Потребитель также может заказывать себе туфельки из-за границы через интернет-магазины безо всяких марок, что объективно снижает конкурентоспособность отечественного товара.

Как бы странно это ни звучало, но сравним ботинки с молоком.

В молочной отрасли остро стоит проблема фальсификата, а именно: наличие добавок растительного или животного происхождения в молочной продукции, не заявленных на упаковке. Контрафакт есть, но существует контрафакт в молочной отрасли только для целей фальсификации продукта.


ФГИС ВетИС Меркурий

ФГИС ВетИС Меркурий

Для борьбы с фальсификатом в 2019 году ввели электронную ветеринарную сертификацию (ФГИС Меркурий), которая имела масштабный психологический эффект, ныне утерянный.

Данная система пока сработала неоднозначно: от части узаконила фальсификат, создала возможность свободной торговли виртуальными килограммами подконтрольных товаров, с другой стороны – исключает неожиданные визиты контролирующих органов по контрафакту и фальсификату на предприятие, адрес которого указан на этикетке, но которого нет в «ветке» Меркурия.

По прописанному алгоритму этой госпрограммы выходит, что при обнаружении фальсификата на полке через Меркурий можно выяснить только то, что фальсификат произошел от неправильных коров, которые дают неправильное растительное молоко.

Неправильная корова. Фото из открытых источников.

Неправильная корова. Фото из открытых источников.

Дополнительно к имеющейся системе прослеживаемости ФГИС Меркурий с 1 декабря 2020 года вводится маркировка молочной продукции для целей борьбы с контрафактом. Методичка по маркировке социально значимых молочных продуктов во многом переписана то ли с обуви, то ли с шин, что исключает возможность реализации маркировки в молочке в принципе.

На многие вопросы по технологии и стоимости нанесения марок на молочную продукцию до сих пор не могут дать ответы и сами представители ЦРПТ, как то: зачем маркировать весовую продукцию, если она проводится через Меркурий, как маркировать продукцию в фольге и мелкой расфасовке, зачем каждому творожку свой индивидуальный серийный номер, если они все равно все из одного котла (даже ботинки маркируют парой), зачем нужна такая сложная агрегация групповой упаковки с указанием: какие именно сырки с какими серийными номерами находятся в коробке, как импортер сможет промаркировать молочные продукты, по сути своей требующие специальных условий безопасности, и пр.

Марка должна наноситься производителем и импортером на расфасованную и весовую продукцию для следующих заявленных ЦРПТ целей: производитель сможет узнать, где находится его товар после продажи, а потребитель отсканировать купленный молочный продукт через специальное мобильное приложение.

Возникает вопрос: зачем это производителю и потребителю? Или оно нам надо?

Указанные цели уже оказались не достижимы при маркировке обуви, где стоимость ее внедрения и доля расходов на нее в единице продукции не сопоставима с этими показателями в молочной отрасли.

Выходит, что маркировка нужна исключительно для целей контроля, ведь борьба - это уже компетенция силовых и правоохранительных структур. Если требуется или хочется дополнительно контролировать производителя, то это не должно быть за его счет.

Другое дело, если производитель заинтересован в охране своей продукции от контрафакта. Тогда он должен иметь возможность добровольно оснащаться соответствующим оборудованием и выбирать оператора маркировки в соответствии с законами рыночной экономики.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
19.09.2024
В сентябре 2024 года Минсельхоз РФ разослал участникам молочного рынка проект ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве» с предложением обсудить документ и направить в адрес ведомства замечания. The DairyNews обратился за комментариями к экспертам отрасли – производителям молока и собственникам молочного КРС, чтобы узнать, насколько необходима саморегулируемая организация бизнесу и какие надежды он на нее возлагает.

Читать полностью