Dairy Stream
до трансляции
онлайн

Интервью с Юлией Кузьминой – руководителем проекта Товарная группа «Молоко» ЦРПТ

Источник: The DairyNews
EN RU
Корреспондент The DairyNews пообщался с руководителем проекта Товарная группа «Молоко» ЦРПТ Юлией Кузьминой чтобы узнать, готова ли молочная отрасль к введению обязательной цифровой маркировки.
Интервью с Юлией Кузьминой – руководителем проекта Товарная группа «Молоко» ЦРПТ

Успеют ли к намеченным срокам социальные учреждения, HoReCa, ритейл, а главное производители – об этом и многом другом читайте в материале The DairyNews.

DN: Как вы оцениваете готовность молочной отрасли к введению обязательной цифровой маркировки, особенно с 1 июня 2021 года?

ЮК: Отрасль активно готовится, и мы это видим по показателям в системе: по количеству выданных кодов, по качеству регистрации – вообще по активности отрасли. У нас регулярно проходят разъяснительные мероприятия, например, вебинары, в том числе выездные для регионов.

И по тем вопросам, которые задает отрасль, видно, что производители готовятся. Это заметно, в том числе, и по обращению в техподдержку. Производители общаются с интеграторами, пробуют, поставляют. Кто-то уже готов, кто-то будет готов к маю-июню.

На сегодняшний день подключено около 12 тысяч компаний, работающих с молочной продукцией, из них почти 2 тысячи - производители. Ими эмитировано более 250 млн кодов.

DN: Какие основные вопросы задают представители молочной отрасли?

ЮК: На самом деле, больше технические. Вопросы методологического характера уже почти перестали задавать, потому что коллеги, в основной своей массе, уже погружены в процесс.

Кто-то участвовал в эксперименте, и им это действительно очень помогло. Они подкованы в части методологической базы. При этом технически, они, общаясь с интеграторами, понимают, что сами уже занимают достаточно экспертную позицию, поэтому у них не возникает вопросов в данной области.

DN: А как вы оцениваете готовность социальной сферы: школ, больниц?

ЮК: Маркировка для них стартует позже, поэтому у них еще есть временной запас для того, чтобы подготовиться. По той дорожной карте, которая находится в постановлении 2099, у нас вывод по причинам, отличным от продажи через кассу, и весь учет по электронному УПД стартует с 1 сентября 2022 года. И то в объемно-сортовом виде, то есть с указанием кода товара и количества промаркированного товара.

Это достаточно простая операция, к которой, возможно, не нужно активно готовиться прямо сейчас. Все-таки этот год нацелен на сериализацию и на производителей.

DN: Сколько составят приблизительные затраты социальной сферы на маркировку, например, на закупку оборудования для нее?

ЮК: Я думаю, что инвестиции будут минимальными, потому что для этого не потребуется закупать никакого оборудования. Считывать коды там можно при помощи мобильных устройств, а это коробочные решения достаточно бюджетного характера. Все опять же зависит от того, какой будет функционал, и что в него хотят заложить. Но в той дорожной карте, которая есть в постановлении – это минимальная стоимость.

Возможно, инвестиции даже не потребуются, потому что в принципе, все условное молоко, которое они принимают, полностью используется для производства: например, для приготовления каши детям. Поэтому социальным учреждениям достаточно просто будет работать в личном кабинете, и их инвестиции на маркировку вообще могут быть нулевыми.

DN: Просто мы недавно общались с производителями молочных продуктов, которые поставляют их в учреждения соцсферы. И они отметили, что социальная сфера даже не в курсе того, что обязательная маркировка сыров начинается уже с 1 июня.

ЮК: Да, сыры действительно начинают маркироваться с 1 июня. Но, с другой стороны, социальные учреждения ведь и не должны сейчас выводить их из оборота. Они же не продают их через кассу, вывод из оборота для них начинается с 1 сентября 2022 года в объемно-сортовом виде. Тотальная информированность социальных учреждений – вопрос времени. Оно еще есть. Мы активно работаем, в том числе, и в этом направлении, чтобы до всех это донести.

DN: То есть сейчас вы больше информируете производителей и меньше времени уделяете социальной сфере?

ЮК: Не совсем так. Происходит информирование всей отрасли, всех участников оборота – в том числе, и представителей социальной сферы. Но в этом году, конечно, идет упор на производителей и розницу, потому что для них старт начинается совсем скоро.

DN: Как думаете, готова ли HoReCa?

ЮК: HoReCa тоже не всегда продает молочную продукцию через кассу. Если мы говорим про кофейни и так далее, то там продажа молока через кассу – это, скажем так, редкое событие. Все-таки его в основном используют для производственных целей. Там маркировка тоже начинается с 1 сентября 2022 года. То есть время еще есть.

На самом деле в HoReCa уже готовятся даже разные столовые. Они готовы, в том числе, и к тестированию. Кто-то в рамках эксперимента заинтересовался этой историей и уже быстро внедрился, кто-то внедрится в срок, но чуть позже.

DN: Готов ли ритейл? Им же уже пора работать. На сколько велики их затраты на оборудование для маркировки?

ЮК: Ритейл работает с маркируемой продукцией уже сейчас. Это и сигареты, и обувь – вы видели, что в различных гипермаркетах продается и легкая промышленность тоже. Поэтому 2D-сканеры, которые стоят уже сейчас, абсолютно подходят для работы с молочной продукцией.

Единственное, что, возможно, потребуется, но крупный ритейл к этому уже готов, либо находится на финальной стадии – это то, что с 1 декабря нужно будет обновить кассовый блок. Как правило, у всех он уже обновлен, и каких-то дополнительных инвестиций на сканирующие устройства не потребуется, потому что они и сейчас уже этим занимаются.

DN: Тогда получается, что в основном готовы такие торговые сети, как «АШАН», потому что там тоже продается обувь. А маленькие продуктовые магазины?

ЮК: Если они работают с маркированной табачной и алкогольной продукцией, то в принципе, у них установлены те же 2D-сканеры. С ними не нужно что-то делать – они стандартно считывают Data Matrix код.

DN: Что делать малым и средним предприятиям? Говорят, что они просто закроются, когда начнется обязательная цифровая маркировка, потому что не выдержат материальных нагрузок.

ЮК: На самом деле, мы в части информирования о возможной стоимости решений провели большую работу, и до сих пор проводим. В открытом доступе у нас на сайте выложены различные ценовые политики в среднем по рынку: по виду упаковки, размеру производителя, способу нанесения; лучшие практики по тому, как и где разместить код. На сайте также представлен список интеграторов, к которым можно обратиться – то есть информация по всей стоимости открыта.

По результатам эксперимента, мы видим, что инвестиции зависят от степени автоматизации на производстве, от выбранного способа нанесения, в том числе. Поэтому здесь многое зависит от выбора технического решения.

Со своей стороны мы открыты к взаимодействию с предприятиями любого масштаба. К нам часто обращаются и средние, и малые предприятия, мы оказываем им консультационную поддержку, помогаем подобрать необходимое техническое решение и не переплатить за ненужное программное обеспечение и оборудование. Мы заинтересованы в комфортном подключении к системе маркировки всех участников отрасли.

DN: Что дешевле: типографский способ или нанесение кодов у себя на производстве?

ЮК: Типографское решение выгоднее в части инвестиций, так как производителям не нужно покупать печатающее оборудование, к ним приходит типографская промаркированная упаковка, которую просто надо считать. Как вы будете считывать: техническим зрение, сканером – зависит от того, как вы работаете.

Например, на маленьком производстве это явно будет 2D-сканер, стоимость которого от 3,5 тыс. рублей. Если мы говорим про техническое зрение, то там уже зависит от скорости вашего производства. Там есть различные функции. Стоимость, конечно, будет несколько выше, но зато все считывается прямо в потоке у вас на линии.

В части стоимости мы очень открыты, и даже для малых предприятий у нас готов калькулятор стоимости решений. Все, что нужно: начиная от УКП, заканчивая сканерами, если эти предприятия реализуют свою продукцию самостоятельно.

У нас есть большой блок полезной информации, и мы надеемся, что производителям это поможет для ориентации в процессе.

DN: А производители вообще уже разобрались в системе? Или заходят на сайт и, может быть, что-то до сих пор не понимают? Мучают вас вопросами?

ЮК: Если говорить про информационный сайт честныйзнак.рф, то сейчас действует его обновленная версия, которая позволяет производителям и другим участникам процесса найти все инструкции, основные нормативные документы, лучшие технические решения, список типографий – в общем все блоки, которые интересуют коллег. Ответы на них доступны. Они находятся на самом видном месте, чтобы максимально снять все вопросы.

DN: Вы можете назвать конкретные компании, которые уже на 100% готовы?

ЮК: Не буду называть тех, кто находится на финальной стадии, вернее еще готовится, но пока еще официально не заявлял о завершении процесса в СМИ.

Но, например, компания «Валио» уже по максимуму готова. Надо отдать коллегам должное, они действительно активно участвовали в эксперименте, и им это помогло. Поэтому, когда проводился эксперимент, мы были рады всем участникам, потому что они получили необходимую методологическую базу и поддержку. Они участвовали в наших различных рабочих экспертных группах – в общем собрали для себя всю информацию и спокойно перешли к процессу маркировки.

DN: Получается, к маркировке в основном готовы только крупные предприятия?

ЮК: Нет, почему же, есть и микро предприятия. Но, как вы знаете, у КФХ есть отсрочка до декабря 2022 года. Они в спокойном режиме могут интегрироваться в систему и прорабатывать техрешения.

Некоторые малые и средние предприятия в рамках эксперимента оснастились и просто ждут 31 мая для того, чтобы, как говорится, включить рубильник.

DN: Как вы оцениваете готовность производителей сыров и мороженого к маркировке в процентном соотношении?

ЮК: Я считаю, что подавляющее большинство таких предприятий должно успеть в срок. Поэтому здесь все зависит от того, какими темпами идет производитель, и от того, насколько он подкован в технологических вопросах.

 

19.09.2024
В сентябре 2024 года Минсельхоз РФ разослал участникам молочного рынка проект ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве» с предложением обсудить документ и направить в адрес ведомства замечания. The DairyNews обратился за комментариями к экспертам отрасли – производителям молока и собственникам молочного КРС, чтобы узнать, насколько необходима саморегулируемая организация бизнесу и какие надежды он на нее возлагает.

Читать полностью