Интервью с Расулом Алиевым, исполнительным директором ООО «ТиЭйч – РУС Милк Фуд»
DN: Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в TH Group?
РА: Почти 15 лет я руководил агрохолдингом «Авангард» в Подмосковье. Развитие там зашло в тупик, собственник приостановил строительство комплекса. Поэтому мы решили развиваться дальше со своей командой. Сегодня специалисты, которые прошли со мной тернистые дороги, и агроном, и инженер, главный зоотехник - работают в TH.
Здесь у нас довольно молодая команда. Средний возраст - до 35 лет. Что важно для Московской области - в команде работают преимущественно местные, приезжих практически нет. Мы купили пару комфортабельных автобусов и возим сотрудников - логистическое плечо доходит до 50 км.
DN: Стараетесь обеспечить привлекательные условия труда?
РА: Да, это очень важно для молодежи. Хозяйство постепенно создается практически с нуля. И важно привлекать специалистов.
Мы начинали с брошенных земель. Потихоньку вводили их в оборот, государство нам выделило на сегодня порядка 7000 га. Планируется выделить еще около 3000 га. В общей сложности 10.517 га будет занято в этом проекте, это практически все земли в районе. Земли находятся в аренде на 49 лет.
В прошлом году мы заготовили около 70 тыс. т грубых кормов. В январе прошлого года был первый завоз скота - к выходу на проектную мощность доиться будет 6 тыс. коров при общем поголовье в 12 тыс.
DN: Как развивается сегодня хозяйство? С какими показателями?
РА: Пока мы работаем на 4500 га. В прошлом году нами было посеяно порядка 2000 га кукурузы, 1000 га озимой ржи, люцерны - 700 га и однолетней травы 600 га. Что касается животноводства, мы построили один двор, привезли первую партию в 1000 коров. На сегодня у нас 860 фуражных коров. Средний надой на голову - 34 литра.
Падежа у нас нет, молоко высшего качества сдаем на завод “Данон”. Очень гордимся этим. При том, что у нас пока временный доильный зал, сдаем прекрасное молоко.
DN: Факт очень интересный.
РА: Да, мы соблюдаем технологию.
Первую партию скота нам привезли 1 января. Где-то в апреле должны были начаться у нас отёлы. А начались с 14 января. У нас еще не было ни дойки, ничего, мы прямо на руках героически все прошли - вот такие люди у нас работают. Профессиональные и преданные своему делу.
DN: Скажите пожалуйста, как выстраивается сотрудничество с властями. Не было с их стороны торможения проекта?
РА: Нет, что вы! У нашего Минсельхоза молодая команда - огонь-ребята! Они сильно заряжены на результат во главе с министром, который радеет за результат.
Производителей не бросают - звонят мне минимум раз в неделю, решают вопросы разного уровня. Глава района тоже интересуется сельским хозяйством, выезжает на поля, на посевную. Надеюсь, все это к лучшему.
DN: Такой настрой власти - хорошая поддержка.
РА: Да. В целом в регионе колоссальная поддержка. От решения вопросов локальных до глобальных. Выступают связующим звеном между предприятиями.
DN: По сельхозтехнике вас поддерживают?
РА: Программы по этому направлению в области есть. Но мы в них не участвуем, по одной простой причине, что у нас нет базы - мы все еще строимся. Само субсидирование зависит от угодий хозяйства.
DN: Технику субсидируют в основном произведенную в России?
РА: Да. К примеру, у нас трактора краснодарской сборки.
DN: С кем как раз вы сотрудничаете из поставщиков сельскохозяйственной техники и оборудования и почему?
РА: По самоходной тягловой технике основной бренд в хозяйстве – CLAAS. По результатам большого тендера они дали более выгодные условия. Для нас это важно, потому что в России у TH Group не одна площадка.
Компания развивается в Калужской области, здесь в Волоколамском районе Подмосковья, сейчас начинается в Шатуре развиваться площадка, а также Тюменская область, Дальний Восток, Башкортостан.
Решения о сотрудничестве принимает компания на уровне Ханоя, т.е. там само руководство решает с какой компанией работать. Но они в первую очередь используют свой опыт и рассчитывают на эффективную импортную технику.
DN: Кто основной производитель по прицепной технике?
РА: В этом направлении у нас солянка - на кормозаготовке и почвообработке есть машины разных брендов. Также в Волоколамском подразделении есть две единицы техники KUHN – самоходный кормосмеситель SPW 25 и измельчитель-выдуватель соломы Primor 4260 M. Самоходный кормосмеситель привезли из Калужского подразделения, он нас спас.
DN: Каким образом вас спасли?
РА: У нас не было самоходок, кормораздатчиков. Есть два Siloking RMH, но они надёжности не дают, потому как эта техника имеет проблемы с запчастями в России. У них здесь нет склада, работают фактически “с колес" и все запчасти завозят, некоторых порой приходится ждать 4-6 недель.
У нас нет возможности ждать. KUHN у нас в аренде и мы его периодически запускаем, он нас спасает. Хотелось бы его, конечно, на постоянной основе использовать. Но пока он у нас как палочка-выручалочка.
DN: Как у вас с кормозаготовкой?
РА: Мы используем традиционные технологии заготовки кормов. Но делаем все быстро, применяем правильные консерванты. Качество кормов, в том числе кукурузного силоса - очень высокое.
В команде по кормозаготовке у нас работают опытные сотрудники, один из которых из Danone. Мы его взяли на работу и не пожалели ни разу.
Сеем озимую рожь и кукурузу. Из однолетних - райграс. Стараемся идти в ногу со временем. Есть определенные моменты, пока не готовы силосные траншеи и закладываем в курганы, боремся с почвой, которая долго не была в работе.
Что касается концентратной части - у нас кормоцеха как такового нет. Комбикорм нам делают специалисты “Каргилл", по формуле, составленной с нашим израильским управленцем.
DN: Вернемся к рынку. На Ваш взгляд каковы перспективы молочной отрасли в РФ. И возможно ли, и нужно ли вообще в принципе конкурировать с такими гигантами, как «ЭкоНива», например?
РА: Провокационный вопрос. У TH потенциала побольше, я думаю. Но TH еще в начале пути и с огромными планами на Россию - охватить больше 150.000 га земли. Поэтому кто кому тут конкуренцию будет составлять - неизвестно, но смотреть нужно на профили компаний - кто-то занимается и мясом, и молоком, у кого-то есть еще побочные бизнесы, а у TH чисто молочная направленность.
Что касается рынка, я считаю, что конкуренция всегда должна быть. Это качество здорового рынка без которого мы не будем развиваться.
Я вижу настроение Правительства и Минсельхоза в частности, вижу какую политику они ведут. Какие задачи ставит губернатор области? Миллион тонн молока. К этому сегодня идут все хозяйства Подмосковья.
Пока карта дефицита молока в России сильно не изменилась. На наш век хватит свободного рынка, чтобы заниматься производством. Собственного молока, на мой взгляд, сегодня в России не хватает процентов на 40 - не закрываем потребности.
Да и стоит помнить, что молоко молоку рознь, сегодня в России на качество молока обращают мало внимания, недостаточно. Всем надо в первую очередь большие надои.
DN: Работы в отрасли всегда много?
РА: Зачастую для хозяйств понятия бактериалки и соматики – это понятия космические. Есть такие предприятия и даже регионы...
У всех работы очень много. Поэтому дай Бог, здоровья «ЭкоНиве», дай Бог здоровья другим нашим коллегам по цеху. Многое сделано, но еще больше впереди.
DN: Какие проблемы у производителей молока одинаковые по всей стране?
РА: Кадры, конечно.
Чтобы привлечь хорошие кадры, нужно вырабатывать мотивацию, давать хорошую зарплату. Тогда вопрос качества сразу отпадает. Сотрудники заинтересованы в высоких показателях по качеству.
DN: Думаю, что помимо зарплаты важен и интерес к работе на современном хозяйстве?
РА: Да. У нас работают молодые люди, заинтересованные, мы их стараемся поощрять как только можем. И у ребят горят глаза.
Какая бы там не была технология, если кадры не готовы, если не умеют ее применять - ничего не выйдет. Мы даем возможность учиться, работаем, растем, показываем как надо делать, как не надо. И они мотают на ус, учатся, придумывают и реализуют свои инициативы. Каждое утро слышать от сотрудника фразу: Мы тут подумали и… Это здорово!
DN: Отличная фраза для сотрудников.
РА: Да. И кадры решают все.
Часто звонят люди - хотят работать, но я к этому отношусь осторожно. Во-первых, переманивать себе специалистов не красиво, во-вторых, часто новые люди издалека несут шлейф проблем и забот.
Лучше заинтересовать местных, научить их. Вот у меня ветврач. Когда мы его приняли - он работал на привязной ферме, сейчас он так вырос - за полтора года - что я реально боюсь его потерять, чтобы не увели специалиста.
У нас серьезная база - управляющая компания TH из Ханоя дает возможности учиться, привозят специалистов из США, Австралии, Израиля, проводят мастер-классы и сами всегда на связи. В общем, школа прекрасная, и желающих с нами расти - много.
DN: Спасибо за беседу!