Интервью с Джоном Кларком, директором по маркетингу ирландского кооператива «Glanbia»
DN: Джон, расскажите, пожалуйста, в каких странах молоко А2 наиболее популярно?
JC: Молоко А2 наиболее популярно в странах Востока, в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На сегодняшний день в основном оно производится в Новой Зеландии и Австралии, и там оно очень высокого качества. Разница между молоком А1 и А2 в этих странах очень заметна. Само производство там строится на главном генетическом различии между коровами генотипов А1 и А2 и позволяет утверждать, что молоко А2 оказывает более низкое влияние на организм человека, лучше усваивается и устраняет дисбаланс в кишечнике.
DN: Почему молоко А2 настолько популярно в этих странах?
JC: На самом деле это достаточно раздутая история, особенно сильно распространившаяся в Китае. Это привело к тому, что детская смесь на основе молока А2 стала второй по популярности среди ЗГМ в Поднебесной. Она активно экспортируется крупными странами-производителями молочной продукции, а как известно, в Китае импортные товары имеют большее преимущество у потребителей. Крупнейшая компания по производству А2 молока в качестве рекламного хода использовала специальные научные отчеты и патенты, в которых была отражена позиция против углеводов в молоке А1, якобы особенно мешающих жизнедеятельности организма. Компания привела ряд доказательств. Все это разбирательство привело к тому, что один конкретный производитель А2 молока смог стать крупным игроком китайского рынка. Они набирают популярность и в других странах Азиатско-Тихоокеанского региона, производя не только молоко, но и сыр, сливки.
Но это было только начало. Потом увеличился спрос на жидкое молоко на американском рынке. А2 не занимает там первую позицию, но стремительно продвигается вперед и является одним из популярнейших продуктов среди всей молочной категории. Получается, что потребителей фактически заставляют покупать А2 молоко.
DN: Популярно ли такое молоко в Европе?
JC: Не столь сильно. В Европе известно молоко А2, более того, оно там тоже производится. Но есть некоторые сложности. Они заключаются в необходимости проводить генетический тест для каждой коровы.
Вероятность получить нужный генотип животного составляет всего 40%. А если посмотреть на Индию, то там почти во всех производствах имеются коровы с генотипом А2. Например, у коров породы Джерси вероятность воспроизвести А2 достаточно высока. Но тест должен проводиться на высоком индивидуальном уровне, а не по группам.
DN: Можно ли назвать молоко А2 фэйковым продуктом?
JC: Нельзя говорить, что это фэйк, оно реально существует. Однако, в случае с продвижением на рынке молока А2, это похоже на историю, которую очень легко навязать родителям и людям, у которых много беспокойства об усвоении молочных продуктов. Именно такая внушаемость покупателей, их «успокоение» от подобной истории, позволили молоку А2 стать настолько популярным на рынке. Причем эти компании сами не производят А2 молоко, они просто продают его, являясь брендом, как, например, «Synlait», которая в последнее время все больше занимаются маркетинговым продвижением А2 молока.
DN: А как другие производители относятся к такому «феномену»?
JC: В свое время основным недоброжелателем А2 молока была компания Fonterra. Она оспаривала пользу этого продукта несколько лет, но потом компания вошла на рынок А2 молока.
Они постоянно наращивают объемы и занимаются экспортом, обходя другие компании, в том числе и «Synlait», в поставках в Китай, где спрос на такое молоко выше, чем в других странах. В основном они занимаются производством сухого молока для детских смесей.
DN: Как такая популярность молока А2 может отразиться на рынке?
JC: The European Food Safety Authority (EFSA) - Европейское Агентство по безопасности продуктов питания тщательно следит за качеством выводимых на рынок продуктов. Его требования высоки и усложняют выход на рынок в массовом масштабе.
А2 можно назвать премиум продуктом, оно дороже чем молоко А1, из-за сегментации при поставках, активного маркетинга.
Факт, что молоко А2 помогает лучше усваивать белок - не фейк. У детей улучшается пищеварение.
DN: То есть у производителей А1 молока есть повод для беспокойства?
JC: Повод для беспокойства будет тогда, когда другие производители не могут справиться с подобной «риторикой», то есть с «рекламной акцией». Обсуждения вокруг продукта подогревают к нему интерес. Но мы точно знаем - для качественного А2 молока необходимо тщательное индивидуальное тестирование, чтобы потребители могли быть уверены - что это полностью А2 молоко, а не фальсификат.
DN: А как компаниям, производящим молоко А1, обойти на рынке конкурента?
JC: Компании, продающие обыкновенное молоко, в свое время не приложили достаточно усилий для того, чтобы «защитить» свой продукт. Поэтому теперь производители А2 молока говорят, что хотят.
Да, возможно, А2 не настолько эффективно, каким его представляют нам производители, но определенная разница между А1 и А2 все же есть. И это стремительно развивающийся долгоиграющий тренд. Во всем мире.