Игорь Барингольц: За последние пять лет мы инвестировали в производство порядка 5 млрд рублей
- Игорь Михайлович, как начался этот год для холдинга "РМ-Агро", особенно учитывая ситуацию с ценами на сырье?
- Давайте начнем с того, что в этот год мы вкатились на проблемах предыдущего, когда цены на зерно оказались, к примеру, ниже уровня себестоимости. Сейчас все склады и зернохранилища затоварены. Похожая ситуация и с молоком: нет избытка сырого молока - есть затоваренность складов, они заполнены продукцией, которую не смогли сбыть. Добавим к этому, что стоило рублю укрепиться, как наше сухое молоко и другие продукты, ранее отправлявшиеся на экспорт, стали неконкурентоспособными по цене.
Не думаю, что тут стоит говорить о падении потребления молочных продуктов - скорее, потребление пришло в норму после пандемии, когда многие были вынуждены сидеть дома, не выезжали на отдых за рубеж. В результате наши граждане активно тратили деньги внутри страны, что отразилось в том числе на продажах продуктов питания.
К тому же сравнительно высокие цены на молоко, порядка 40 рублей, держались последние года полтора-два. Это фактически была премия к рынку, реальная же рыночная цена сырого молока находится в районе 32-34 рублей. И планка опустилась как раз до рыночной цены - те, кто работает над себестоимостью, заслуженно получают свою маржу. Хочется ли больше? Всегда хочется - была бы у меня возможность, я бы по 40 рублей продавал! Но стоимость на уровне 32-34 позволяет мне зарабатывать.
- Но ведь есть хозяйства, которые и по такой цене не могут реализовывать сырье?
- Есть, просто качество молока - жир, белок, соматика - все это стоит денег. Недостаточно производить просто молоко.
- Насколько быстро, на Ваш взгляд, стоимость сырья вернется к более комфортным для производителей показателям?
- Думаю, на это потребуется около шести месяцев. Такие колебания не новинка для фермеров, просто привычные для всех циклы несколько сбились.
- Что делать хозяйствам, которые не были готовы к такому падению цен и не знают, что делать в условиях современного рынка?
- Работать над эффективностью и себестоимостью. Это повод в том числе посмотреть еще раз на то, как организованы все процессы, найти уязвимые места, которые не дают реализовывать весь потенциал и развиваться. Рынки молока и мяса волатильны, животноводство - это длинные деньги и длинные проекты, с глубиной на 10 лет. И только по прошествии длительного периода можно оценить, как повлияли на экономику все эти колебания. В один год мы заработаем меньше, в два других года - не только компенсируем падение, но и хорошо заработаем - а по итогам за 10 лет это даст нам в среднем искомые 30% рентабельности.
- К слову о длинных проектах: какие цели холдинг поставил перед собой на этот год и, возможно, на ближайшие лет пять?
- Во-первых, у нас стратегия развития прописана до 2025 года - в ней намечены все цели, к которым мы поэтапно движемся. К 2023 году мы достигли определенного уровня, благодаря тому что за последние пять лет проинвестировали порядка 5 млрд. в собственное производство. Наша ключевая задача на 2023 год после такого активного роста - оценить результаты, еще раз проанализировать все процессы на наших предприятиях, оптимизировать их, перевести нашу эффективность на новый уровень. Фактически подвести черту под теми этапами, которые мы уже прошли, и подготовить почву для последующего развития.
- Холдинг "РМ-Агро" известен тем, что всегда активно поддерживает отраслевые мероприятия. Вы в том числе очень гостеприимно встретили участников автопробега "Дорогу молоку!" в прошлом году. Но вы также реализовываете социальные программы, активно вкладываетесь в инфраструктуру и развитие того района, в котором работаете. Что вас подталкивает к этому? Это ведь требует серьезных инвестиций.
- Смысл тут простой и довольно прагматичный: мы хотим тут жить, хотим, чтобы тут жили наши дети и внуки. Поэтому мы должны создать соответствующие условия, чтобы люди не только приходили к нам работать, но и оставались в районе. И для того, чтобы люди остались жить на селе, необходимо стереть культурные и экономические различия между городом и деревней. Если человек, живущий в деревне, сможет посещать кружки, ходить в театр, учиться там, где он хочет, - он уже будет понимать, что за этим совсем не обязательно ехать в крупные города. Мы хотим создать среду, благодаря которой нашим людям в деревне жить будет так же комфортно, как в городе.
- Но возможно ли вообще остановить процесс перетекания молодежи в города?
- В моем понимании выживание деревни - несколько утопичная вещь, а вот районные центры надо развивать: тут же можно поставить и больницы, и школы, и театры. У каждой деревни школу не поставишь, да и есть ли в этом смысл? А вслед за этим уже на базе более крупных районных центров начнут развиваться и промышленное животноводство, растениеводство. Именно это, на мой взгляд, и есть ключ к развитию сельских территорий. А бороться просто за количество домов как самоцель... на сегодняшний день из всех людей, проживающих в деревнях, в сельском хозяйстве работают около 20%. На мой взгляд, уже это довольно показательно.
- В любом случае, для реализации подобных масштабных программ сам по себе бизнес должен быть очень эффективным?
- Сразу оговорюсь: бизнес не может не быть эффективным. В противном случае - это не бизнес. При этом бизнес не должен замещать собой государство и заниматься социальными проектами, его задача - платить налоги, которые впоследствии пойдут в том числе на реализацию различных социальных программ.
Но у нас в отрасли очень большая конкуренция, самый большой дефицит - это люди, кадры, это наши специалисты. Чтобы конкурировать за них, мы должны создавать условия для жизни, труда и быта всех сотрудников. Нас рынок заставляет это делать. Если же у нас по каким-то причинам не хватает на это денег и мы вынуждены тратить ресурсы не на развитие производства и бизнеса, а на удержание позиций, это тревожный знак.
- А когда к вам приезжают коллеги, что обычно особенно их впечатляет?
- У нас они видят полную автоматизацию и цифровизацию процессов, причем любых. Если мы хотим решить проблему кадров и минимизировать количество ошибок, возникающих под влиянием человеческого фактора, мы автоматизируем все процессы, от фермы до мясокомбината.
У нас все ориентировано на максимальную экономическую эффективность. Чтобы быть успешными, мы должны зарабатывать деньги. И когда люди, приезжая к нам на ферму, видят эти процессы со стороны, они удивляются: "Как у вас все здорово!". Но мы смотрим на это иначе: мы видим, что работы у нас еще непочатый край, знаем, какие цели мы перед собой ставим и никогда не расслабляемся с мыслью, что мы уже и так сделали достаточно.
- Какие направления для развития Вы бы отметили?
- Мы видим для себя возможности в дальнейшем улучшении качества сырья (что позволит реализовывать его по более выгодным ценам), снижении себестоимости производства. Так что работы нам точно хватит!
- Если посмотреть на разные способы повышения эффективности, есть ли что-то, что другие хозяйства по каким-то причинам не могут внедрить у себя?
- У нас просто современное производство. Но не у всех есть на это финансовые возможности: они делают не "как лучше", а "как дешевле". И потом, соответственно, столько же зарабатывают.
- Готовясь к нашей беседе, вспомнила интервью, которое несколько лет назад брали у Вас Молочные скептики. Вы тогда говорили, что продаете знания, умения и навыки, но в России это покупать пока не очень хотят. Многое ли изменилось с тех пор?
- Не так много изменилось, но стоит отметить, что выросло количество предпринимателей, которые уже попытались построить бизнес сами, "по книжке", но у них не получилось. И в результате они пришли к пониманию: если у тебя есть возможность, стоит просто купить компетенции. Зачем изобретать велосипед самому, если вместо этого можно найти профессионала, нанять его и в результате существенно снизить риски и сделать все правильно? Рынок постепенно идет в сторону этого.
Во-вторых, коммерческие компании (поставщики семян, генетики, кормов и так далее) пришли к тому, что не все умеют работать правильно с теми решениями, которые они предлагают. Поставщики начали создавать свои учебные центры - к примеру, WWS Russia, у которой мы покупаем семя, имеет свой учебный центр, в котором работают 25 сотрудников. Они ежемесячно проводят семинары, общаются, обучают.
- Есть ли какой-то ощутимый эффект от этого? К примеру, что активнее растет средний уровень компетенций фермеров?
- Давайте скажем так: процент тех, кто расценивает поездку на любое мероприятие или обучение как повод лишний раз погулять, становится все меньше. Как правило, и сами участники относятся к этому серьезнее, и руководство спрашивает по итогам строже.
- "РМ-Агро" уже не первый год поддерживает Молочную Олимпиаду - в этом году холдинг стал Золотым партнером мероприятия! Сколько раз предприятие присоединялось к Молочной Олимпиаде в статусе партнера и сколько раз Вы лично выступали в рамках деловой программы?
- Я пропустил, может, первые две Олимпиады, а в остальных участвовал! Где-то с 2016 года мы постоянно выступаем партнерами мероприятия.
- Какой отклик Вы обычно видите после выступлений? Часто ли после встречаетесь повторно с теми новыми людьми, с которыми познакомились в рамках Молочной Олимпиады?
- На самом деле, около 50% посетителей Молочной Олимпиады мы знаем. Но само это событие дает нам возможность еще раз взглянуть на рынок, обсудить тенденции, расставить приоритеты. В целом с коллегами мы не перестаем общаться никогда, Молочная Олимпиада же позволяет получить концентрированную информацию, полезную аналитику, которую не достать в таком объеме и таком формате никаким другим путем - ее не найдешь ни на одном сайте и ни на одной другой площадке. И по горячим следам пообщаться об этом с другими участниками рынка, сразу определить - как и куда нам двигаться дальше.
- Каковы впечатления от Молочной Олимпиады 2022 года, которую тепло принял Алматы, и чего ожидаете от встречи в Ташкенте?
- Молочная Олимпиада ведь не первый раз дает возможность обсудить реалии рынка в новом контексте: мероприятие меняет место проведения каждый год, мы уже были и в Грузии, и в Израиле, в прошлом году вот были в Казахстане.
Что нового стоит ожидать именно в этом году - я еду не только выступать. Мероприятие предполагает в том числе дискуссии, и я бы хотел подискутировать с Михаилом Мищенко, потому что с некоторыми тезисами, которые он высказывал о рынке за последнее время, я не согласен. Считаю, что аналитика должна быть объективной, поэтому собрал информацию, которая публиковалась от имени Центра изучения молочного рынка, и могу сказать, что я нашел некоторые расхождения с тем, что публикуется сейчас. Очень хотелось бы это обсудить!
- Каким было Ваше впечатление от молочной отрасли Казахстана, которую в прошлом году удалось увидеть благодаря Молочной Олимпиаде?
- Мы понимаем, что Казахстан идет практически тем же путем, которым шла Российская Федерация, просто отстает лет на 15. Но стоит задуматься: стоит ли Казахстану заниматься молоком, если в рамках Таможенного союза он может импортировать недорогие молочные продукты из той же России? Ведь в этой стране очень сильно развито мясное скотоводство, та же самая казахская белоголовая порода - единственная мясная порода КРС, которая была еще в Советском союзе, наряду с калмыцкой. Так почему бы не развивать в первую очередь то, что местные фермеры так хорошо умеют делать?
- То есть Вы за то, чтобы концентрироваться на отраслях, которые исторически были более развиты?
- Да, и за то, чтобы не пускать на ветер лишние деньги - мы же за экономику! Стоит ли Казахстану вкладывать такие огромные деньги в молочную отрасль, если на те же средства они смогут вывести на новый уровень мясное скотоводство, и при этом хватит еще на то, чтобы несколько лет безбедно жить?
- Это один из вопросов, который определенно может послужить основой для еще одной дискуссии на мероприятии! Что пожелаете участникам Молочной Олимпиады 2023?
- Продуктивной работы, хороших встреч, новых знакомств. Буду очень рад всех там увидеть!
- Благодарим за интервью, до скорой встречи на XIV Молочной Олимпиаде!
Регистрация на мероприятие доступна на официальном сайте Молочной Олимпиады ПО ССЫЛКЕ.
Молочная Олимпиада - одно из крупнейших в мире мероприятий, которое ежегодно собирает сотни представителей мировой молочной индустрии. За 13 лет работы Молочная Олимпиада объединила более 11 000 участников молочной отрасли со всего мира.
Главная цель Молочной Олимпиады - определение перспектив мирового молочного рынка, оценка существующих отраслевых проблем, прогноз тенденций, которые будут оказывать наиболее сильное влияние на отрасль, а также поиск новых возможностей.
Партнеры и спонсоры:
Золотой спонсор: Агропромышленный холдинг РМ-Агро
Спонсор деловой программы: MARBO
Спонсор экскурсии в Бухару: Doehler
Специальные спонсоры: Альта Дженетикс Раша и AgroSammix
Партнеры: Молочный союз Казахстана, Республиканская палата молочных и комбинированных пород КРС, DairyNews UZ, France Group, Финансовый фонд BT Innovation, iMAS, DeLaval, AGRITECHNICA, EuroTier