Государственная поддержка, стимулирующая самоокупаемое производство молока в Республике Саха
Источник: news.iltumen.ru
Президенту РС и народным депутатам Республики Саха (Якутия).
В сельском хозяйстве Республики Саха (Якутия) главной отраслью является животноводство. В общей структуре валового производства продукции сельского хозяйства 68% занимает производство продукции животноводства, в том числе производство молока - 33,5%.
Значительная часть населения республики занимается разведением крупного рогатого скота (более 18 тыс. личных подсобных, 2835 крестьянских (фермерских) хозяйств и 91 сельскохозяйственная организация, которые отчитываются перед Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия).
Доход от реализации продукции скотоводства занимает значительный вес в структуре доходов сельского населения, следовательно, затрагивает интересы большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей и населения.
Сельское население, в частности, сельскохозяйственные товаропроизводители, сдающие сырое молоко заготовительным организациям, получают доход из двух источников:
1) от заготовителя молока в виде расчета за сданное молоко по закупочной цене;
2) от государства в виде субсидии на сданное молоко и на поголовье коров.
Что касается второго источника дохода, то ежегодно в республиканском бюджете предусматриваются средства на субсидии за сданное молоко. А вот по первому пункту возникает ряд вопросов, из них самый основной и «больной» - определение размера закупочной цены на молоко.
Организация закупа молока
18 лет назад был принят ФЗ №193 от 08.12.1995 «О сельскохозяйственной кооперации». В рамках данного закона мы хотим обсудить и рассмотреть проблему на примере деятельности системы заготовки, переработки и сбыта переработанной молочной продукции.
Проблемы сельского хозяйства издавна волновали не только ученых, но и других представителей интеллигенции. Еще Алексей Кулаковский в 1912 году написал в «Письме якутской интеллигенции»: «Необходимо разработать вопросы о маслоделии, мыловарении, сыроварении, творога и пенки (урумэ). Каждый из этих вопросов имеет громадное значение, и каждый из этих видов сельского хозяйства в состоянии поднять экономическое благосостояние скотоводов. Но маслоделие - дело обоюдоострое: если оно будет в ведении частных лиц, то последние очень скоро могут совершенно закабалить темный народ, скупая передним числом все молоко, так необходимое в домашнем обиходе, как это часто случалось в России и Западной Сибири. Поэтому нужно, чтобы указанные виды хозяйства, в частности, маслоделие, велись на общинных или общественных началах».
В настоящее время эта проблема не потеряла своей актуальности, так как до сих пор проблемы размещения производительных сил, сложной транспортной схемы, сбыта готовой продукции кардинально не решены.
Сегодня в республике пайщик, т.е. сдатчик молока, получает от своего кооператива в среднем 5,6 рубля за килограмм сданного молока. На этом его доходы от кооператива исчерпываются. Положение о получении дополнительного дохода пайщиком со своего кооператива по итогам года от общей реализации конечной продукции практически не реализуется. Мы не будем говорить о кооперативных выплатах, о членских книжках.
Определение размера закупочной цены на молоко
Много говорится о том, что закупочная цена за сдаваемое молоко должна быть как можно выше. А каков минимальный уровень ее размера и кем он определяется?
Минимальный уровень закупочной цены на молоко рассчитывается с учетом получаемого дохода от реализации масла.
Производство масла требует минимальных капитальных вложений, имеет более длительный срок хранения, низкую доходность в пересчете на объем сырья по сравнению с другими видами молочной продукции.
На примере фактических данных 2012 года подсчитаем среднюю реализационную цену и затраты на производство масла. Реализационная цена переработчика (отпускная цена) на масло 286 рублей за 1 кг (дифференцируется по районам). Учитывая, что для производства 1 кг масла необходимо в среднем 23,5 кг молока, получаем среднюю стоимость 1 кг молока в масле - 12,17 рубля, в том числе 8,18 руб. – затраты на переработку (67%), 3,99 руб. – закупочная цена (33%).
Исходя из этих расчетов, пайщики устанавливают минимальную цену на закупаемое кооперативом молоко, которая утверждается решением общего собрания или совета кооператива.
Максимальный уровень закупочной цены рассчитывается с учетом дохода от производства и реализации наравне с маслом цельномолочной продукции.
По итогам работы 8 единых заготовителей в 2012 году произведено 2588 тонн цельномолочной продукции, что в пересчете на молоко составило 8997 тонн. При этом общая производственная себестоимость составила 135,8 млн рублей, выручка от реализации - 175,9 млн, получена прибыль 40 млн рублей.
Общая сумма выручки составила 443,6 млн рублей, в том числе от реализации масла 267,7 млн рублей, от реализации ЦМП, как уже было сказано выше - 175,9 млн рублей.
Общий объем сырья составляет 31425 тонн. По расчетам, если учесть нормативные затраты на производство масла, речь о которых пойдет ниже, максимальная закупочная цена молока составила бы 6,95 руб./кг (443,6/31425-7,16)=6,95 руб.).
На примере деятельности единых заготовителей видна потенциальная возможность повышения закупочной цены при условии увеличения объемов производства цельномолочной продукции. При этом закупочная цена может дифференцироваться по улусам, исходя из различий:
1) в состоянии технической и технологической оснащенности перерабатывающих предприятий;
2) потребительского рынка сбыта и транспортных условий.
В целях стимулирования увеличения объемов производства цельномолочной продукции, соответственно, повышения закупочной цены молока, необходимо установление размера субсидий в виде надбавок к состоявшейся цене закупки на молоко в пределах нормативной себестоимости с учетом нормированной рентабельности.
Каким должен быть объем государственной поддержки на текущий год?
В условиях Якутии государственная поддержка развития сельского хозяйства является опорой традиционного источника дохода сельского жителя и использования исконных (коренных) способов организации жизнедеятельности человека в экстремальных условиях.
Однако выделяемый объем финансовых средств из республиканского бюджета, направляемый на компенсацию части затрат на производство продукции сельского хозяйства, с экономической точки зрения недостаточно обоснован.
Объем государственной поддержки должен определяться, как разница между нормативной себестоимостью (расхода) и расчетной выручкой. При этом общая сумма дохода должна обеспечить нормативную рентабельность производства:
Объем государственной поддержки = Себестоимость + прибыль – выручка от реализации;
Или же:
Себестоимость + прибыль – выручка от реализации - объем государственной поддержки = 0 .
Если получим показатель больше 0, то это означает, что доходы отрасли не покрывают нормативных затрат и т.д.
Нормативная себестоимость молока должна обеспечивать полноценное, сбалансированное кормление по зоотехнической норме кормления скота с учетом продуктивности, нормативных трудовых и материальных расходов (на основании научно-обоснованных норм обслуживания скота по принятой технологии производства).
Несомненно, нормативная себестоимость (расход) должна обеспечивать уровень заработной платы, учитывающей квалификацию специалиста с учетом минимальной оплаты труда, утвержденной тарифным соглашением, и выполненный объем работ, нормативные расходы материальных ресурсов, затраченные на производство продукции при определенной технологии производства.
Министерством рассчитана и утверждена примерная нормативная себестоимость производства молока. В центральной и западной группах улусов она равняется в среднем 43 руб./кг. Удой на 1 корову при этом составляет 2050 кг молока.
Заработная плата при расчете нормативной себестоимости принята на уровне 75% от среднего уровня заработной платы в республике (с учетом тарифного соглашения, среднемесячная заработная плата дояра составила 35456 рублей.)
Материальные затраты рассчитаны на основании методики расчета нормативной себестоимости продукции скотоводства, разработанной и утвержденной ГНУ ЯНИИСХ и Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия).
Размер прибыли рассчитан на основании Соглашения № 2794/17 от 20.12.12г между Правительством республики и Минсельхозом РФ до 2020 года, где норма рентабельности определена на уровне 6,3% от общих расходов. Нормативная себестоимость молока с учетом нормативной рентабельности составила 45,70 рубля (43*1,063).
Расчетная выручка определяется, исходя из нормативной (плановой) продуктивности за вычетом расхода молока на внутрихозяйственные нужды (выпойка телятам, личное потребление). Объем товарного молока (объем реализации) доводится с учетом задания на производство масла сливочного и ЦМП по жиробалансу.
Для определения минимального уровня закупочной цены молока в 2014 году произведен расчет нормативной себестоимости производства масла, которая составила 286 рублей за 1 кг масла животного, или 12,11 рубля за 1 кг сырья, в том числе:
- затраты по переработке составили 7,16 руб;
- стоимость сырья - 4,95 рубля.
При реализации масла по цене 400 рублей/кг стоимость 1 кг сырья (молока) составит 17,02 руб/кг. Соответственно, при затратах на переработку масла 7,16 руб/кг минимальная закупочная цена 1 кг сырья (молока) составит 9,86 руб.
Таким образом, принимая за базовый уровень существующий объем государственной поддержки и используя рассчитанные выше показатели, получим значение 11,68 руб., т.е. непокрытая часть себестоимости составит 11,68 руб./кг (45,70 руб./кг-34,02 руб./кг).
45,70 – 24,16 - 9,86 = 11,68 руб./кг, где 45,70 руб./кг - нормативная себестоимость производства молока с учетом рентабельности.
Доход от реализации молока с учетом государственной поддержки составит 34,02 руб./кг (19,29+4,87+9,86), в том числе:
- действующая сегодня государственная поддержка производства молока - 24,16 руб./кг (19,29+4,87);
- минимальная закупочная цена - 9,86 руб./кг.
Рекомендуется возмещение непокрытой части себестоимости:
- 50% (5,84 руб./кг) за счет повышения закупочной цены;
- 50% (5,84 руб./кг) - за счет повышения ставки субсидии на молоко.
В таком случае максимальная закупочная цена, обеспечивающая рентабельность производства молока составит 15,7 руб./кг (9,86 руб./кг+5,84 руб./кг).
А дополнительная субсидия в размере 5,84руб/кг будет выплачиваться в случае повышения минимальной закупочной цены от 9,86 руб./кг.
Вывод: при минимальной закупочной цене на молоко 9,86 руб/кг государственная поддержка составляет 2,45 руб/кг на 1 рубль заготовленного молока. (Объем предусмотренных государственных средств 24,16 руб/кг/минимальную закупочную цену 9,86 руб/кг).
Стимулирование за повышение минимальной закупочной цены производится в соотношении 1:1 (5,84руб/кг.руб/5,84 руб.кг).
Например, на 2014 год СППК “Амма” установлена закупочная цена на молоко в размере 12,86 руб./кг, или на 3 рубля выше, чем минимальная закупочная цена. Следовательно, за повышение закупочной цены на молоко дополнительно будет выделено субсидии на 3 рубля/кг (3*1).
Предложенная методика расчета объема государственной поддержки предполагает стимулирование заготовителей молока на повышение закупочной цены, что обеспечит повышение уровня дохода от производства молока у сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Итоги размышлений
В 2014 году в бюджете предусмотрено средств на заготовку 57300 тонн молока на сумму 1105,3 млн. рублей (57300*19,29 руб.) или товарность составила 33,4%. На сегодняшний день предусмотрено в бюджете 19,29 руб./кг за сданное молоко, 4,87 рубля за молоко в расчете на поголовье (10 тыс. рублей на маточное поголовье с продуктивностью 2050 кг).
Непокрытая часть государственной поддержки с учетом максимальной закупочной цены (при нормативных затратах по производству молока и переработке молочной продукции) на молоко составляет 5,84 руб./кг (45,7 руб. – 15,7 руб.-19,29 руб.-4,87руб.)
Общая потребность в государственной поддержке при заготовке 74000 тонн молока составит 2220 млн. рублей (45,7-15,7=30 руб.*74000тн). Из них предусмотрено в бюджете 2014 года всего 1465 млн. рублей, в том числе на молоко 1105 млн. рублей (19,29*57300) и на поголовье 360 млн. рублей (4,87руб*74000тн.)
Общий дефицит бюджетных средств составит 754 млн. рублей, в том числе:
- за счет увеличения объема заготовки с 57300 тонн до 74000 тонн- 322 млн. руб. (74000-57300*19,29);
- за счет разницы нормативной себестоимости и закупочной цены, ставки субсидии на молоко и поголовье - 432 млн. рублей (45,7-15,7-19,29-4,87=5,84*74000).
Условия рынка требуют не только самоокупаемости при производстве сельскохозяйственной продукции, но и рентабельного ведения производства. Только тогда в сельском хозяйстве будет обеспечен достойный уровень заработной платы, соответственно, будет обеспечена занятость населения. Рентабельное ведение производства позволит сельскохозяйственному товаропроизводителю расширить производство, обновить изношенную материально-техническую и производственную базу, усовершенствовать технологию производства, повысить уровень товарного производства.
В связи с этим предлагаем предусмотреть дополнительные средства на производство молока на сумму 754 млн. рублей.
Предложения
- В целях стимулирования повышения закупочной цены, обеспечения окупаемости издержек на производство молока установить с 01.06. 2014 года норматив государственной поддержки на 1рубль закупочной цены 2 рубля 50 копеек субсидии - на возмещение затрат без ограничения объёма заготовки с условием безубыточной деятельности заготовки (до 2012 года при закупочной цене 2,50 руб./кг, субсидия составляла 20,92 руб./кг (17,50+3,42), т.е. на рубль заготовки 8,3 рубля господдержки, а в прошлом, 2013 году, соответственно на рубль заготовки 3,46 (24,16/6,95).
- Отменить субсидии на возмещение части затрат по содержанию коров
организованных хозяйств (на голову) и прекратить субсидированные заготовки молока от личных подсобных хозяйств с 01.01.2015 года.
- Предусмотреть законом, что при условии установления максимального уровня закупочной цены молока заготовителем, государство возместит затраты на сырье до уровня нормативной себестоимости производства молока с учетом рентабельности.
Ожидаемый результат
Реализация вышеуказанных мер позволит обеспечить гарантированную достойную заработную плату производителям сельскохозяйственного сырья, сохранить и в перспективе наращивать поголовье КРС, повысить уровень занятости сельского населения, включая молодежь.
Председатель ЯРО АПР
Н. Н. ПОПОВ.
Популярные темы
19.09.2024
В сентябре 2024 года Минсельхоз РФ разослал участникам молочного рынка проект ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве» с предложением обсудить документ и направить в адрес ведомства замечания. The DairyNews обратился за комментариями к экспертам отрасли – производителям молока и собственникам молочного КРС, чтобы узнать, насколько необходима саморегулируемая организация бизнесу и какие надежды он на нее возлагает.
Читать полностью