Горячая тема
«Год был непростым»: что говорят представители молочной отрасли
Для глобального молочного рынка этот год оказался временем пересмотра многих позитивных прогнозов. К примеру, IFCN, которые ранее просчитали, что к 2030 году объем мирового производства молока может преодолеть отметку в 1 млрд тонн, начали отмечать, что возможный рост теперь остается под вопросом, а в ряде регионов может наблюдаться дефицит сырого молока: по обновленным прогнозам, к 2030 году он может достигнуть 20 млн тонн. Причем если раньше возможное сокращение производства связывали с реализацией «Зеленой повестки», то теперь к этому прибавились геополитические и экономические факторы.
— Почти все прогнозы постоянно пересматривались (в большинстве случаев в сторону понижения) в связи с российско-украинской войной и всеми ее последствиями (ростом цен и инфляцией). Рост ВВП также подвергся негативному воздействию и был пересмотрен в сторону понижения, что, скорее всего, повлияет на спрос на молочные продукты в следующем году, а также на сильный доллар США — комментирует Филипп Гетц, ведущий разработчик продукта IFCN.
Rabobank назвал свой итоговый отчет за 4 квартал 2022 года «Ослабевшие молочные рынки идут по натянутому канату в 2023 год». При этом аналитики Rabobank ожидают, что предложение молока в 2023 году получит умеренный импульс в большинстве регионов, за исключением Австралии, где в четвертом квартале 2022 года наблюдался еще один период прерывания производства из-за погодных условий. Ожидается, что в 2023 году производство молока в экспортных регионах Большой семерки увеличится на 1% по сравнению с 2022 годом, что достаточно, чтобы компенсировать снижение на 0,8% в 2022 году и остаться на уровне производства 2021 года.
После рекордных или почти рекордных отпускных цен во многих регионах в этом году цены, по мнению Rabobank, должны снизиться в 2023 году. Между тем, аналитики также признают, что высокие производственные затраты остаются явным сдерживающим фактором во всем мире и в сочетании с более низкими ценами на молоко приводят к давлению на маржинальность ферм.
В России, по данным DIA, средневзвешенная цена на сырое молоко с начала 2022 года выросла на 10% (+2,96 руб), цена импорта биржевых молочных продуктов выросла на 12% (+5,12 руб). Рост цены импорта был выше роста средневзвешенной цены на молоко в регионах, однако из-за снижения объемов импорта молочных продуктов в Россию доля цены импорта в расчете индекса существенно снизилась.
В целом, как не раз отмечали игроки в отрасли, цена на молоко была достаточно комфортна для фермеров.
— Она суперкомфортна. Хотя мы понимаем, что многое зависит, в конце концов, от кошелька и возможности потребителя, его доходов. При этом цена на молоко объективная, потому что стоимость ГСМ, кормов, техники выросла, — отмечал в интервью Игорь Барингольц, председатель совета директоров «РМ-Агро».
При этом не все производители были уверены в завтрашнем дне и в том, что ценовая конъюнктура в условиях очень быстро меняющегося и подвергающегося вызовам рынка не изменит правила игры:
— Нас всех пугает высокая волатильность: производителям не нужна супервысокая цена, как и супернизкая. Нам хотелось бы иметь понятный и прогнозируемый рынок, поскольку при таких высоких ценах на молоко мы не заем, что нам завтра скажут. К примеру, назначат стоимость минус 5 рублей от нынешней стоимости, а у меня годовой бюджет уже сформирован, многие расходные статьи зачастую на 3-5 месяцев профинансированы вперед... — комментирует Сергей Блюма, генеральный директор ООО "Агромилк".
Что касается прогнозов на 2023 год, если говорить о ценах на сырое молоко, то и мнения переработчиков разнились.
— У каждого свое видение цен на молоко: переработчики хотят меньшую цену, производители – большую. Это всегда так. Лично я не вижу никаких предпосылок для роста цен на сырое молоко в следующем году, но и поводов для снижения не вижу. Должна быть в целом определенная стабильность, как минимум первые три квартала, — комментировал Дмитрий Мирончиков, независимый консультант молочного рынка.
— В 2023 году на фоне снижения покупательской способности, небольшого роста производства молока и высокой цены, я думаю, мы увидим такой тренд. К началу года переработчики начнут работать на склад. В феврале поймем, что с остатками и ценой на импорт, и начнется снижение цен на сырье. Если при этом складские остатки большие — можем получить проблемы с оплатами. К июлю получим обвал цен. В конце сентября — резко пойдем по цене закупки сырья вверх. В итоге по году у производителей будет неплохая цена, а переработка летом получит передышку на решение своих проблем — таким был прогноз Вадима Шарова, также многие десятки лет проработавшего в молочной отрасли.
С переработчиками и производителями молока в преддверии Нового года мы обсудили многое: проблемы с поставками оборудования и комплектующих, снижение покупательной способности населения, кадровые проблемы, усилившиеся на фоне частичной мобилизации, перегретость сырного рынка и возможность ухода с него недостаточно эффективных и случайных игроков, вопросы экспортных возможностей в условиях ограничений.
Поговорили мы и с поставщиками решений, которые продолжают обеспечивать и поддерживать отрасль, искать новые пути поставок и новых партнеров, заключать новые контракты и снабжать необходимыми запчастями действующие производства. Все комментарии закреплены, по традиции, под нашей Горячей темой. А еще больше интересного вы найдете в разделе Интервью.
Оперативные новости читайте в телеграм-канале The DairyNews
Комментарии экспертов: