DT 7
Dairy Stream
до трансляции
онлайн
Россия 02.11.2021

Главный враг запуска системы оперативного учета в эксплуатацию. Какой он?

Источник: The DairyNews
EN RU
Вы почти преодолели многонедельные подготовительные этапы проекта автоматизации оперативного учета. Система готова к запуску в эксплуатацию, а цели и эффекты, на которые вы рассчитывали на старте, уже так близки и почти ощутимы… Впереди финишная прямая – долгожданный запуск. Что может пойти не так? Система – ну просто космолет – ни дать, ни взять! На тестовых прогонах работала как часы.
Александр Цыбизов
Александр Цыбизов
Руководитель корпоративных проектов компании "Константа"

Однако, тот, кто хотя бы однажды доводил подобный проект до его логического завершения, неизбежно сталкивался с одной и той же проблемой: сопротивление пользователей.

Кстати, почему говорю именно про проект оперативного учета, а не обобщаю все проекты автоматизации воедино? Потому что, к примеру, внедрение системы бухучета эти сложности, как правило, минует. У бухгалтеров дисциплина, склонность к порядку и учету – в крови. А вот работники производства/склада/отдела продаж совсем иначе относятся к необходимости перестраивать привычную и местами хаотичную модель работы и укладывать ее в рамки автоматизированной системы учета.

Логично предположить, что руководство предприятия, запуская проекты автоматизации и преследуя цели бизнеса, мягко говоря, не в первую очередь задумывается о трудностях персонала, руками которого будет происходить внедрение изменений. Не умеет – научим, не хочет – заставим. В крайнем случае – заменим. Можно и так. Но, выбирая такой подход, функциональный потребитель результатов проекта должен хорошо понимать свою роль в проекте не только на уровне формирования требований и приемки результатов, но еще и в организации и проведении изменений устоявшегося процесса работы.

Примечание. Функциональный потребитель:

  • формулирует требования к процессам и порядку выполнению задач предметной области Проекта;

  • принимает функционал Системы, настроенный под согласованные требования;

  • организует и обеспечивает работу конечных пользователей в Системе, в том числе обучает и контролирует правильность работы в Системе;

  • организует запуск Системы в эксплуатацию.


К чему приводит саботаж?

Если вы рассчитываете, что методом «кнута» можно в одночасье организовать качественную работу производственного персонала с новой учетной системой – вас, скорее всего, ждет разочарование.

В нашем опыте достаточно примеров, где при наличии отлаженной к работе системы производственная команда клиента ни один месяц буксовала и не могла выйти на 100-процентную полноту учетных данных из-за невозможности преодолеть сопротивление или отсутствие дисциплины пользователей.

Основным очевидным последствием неготовности персонала к новому формату работы является увеличение срока выполнения проекта. Но довольно банальный «срыв сроков», если посмотреть глазами бизнеса – это отложенные, недополученные эффекты для бизнеса, если угодно – «сворованные» деньги, которые бизнес должен был бы дозаработать или сэкономить при своевременном завершении проекта.

Многие компании-внедренцы придерживаются подхода, когда критерием завершенности проекта утверждается факт настройки системы, готовности ее к работе. В крайней форме, без должного соучастия в запуске системы, такие внедренцы формируют негативный имидж «поджигателей» или осваиваетелей бюджета – ввязываются в проект, продают коробку, выполняют подготовительно-настроечные этапы работ и оставляют заказчика с настроенной системой упражняться с запуском в эксплуатацию.

Обратная крайность ситуации – когда заказчик в проекте автоматизации занимает позицию «клиента»: «я заплатил подрядчику за проект деньги, поэтому подрядчик обязан сделать все красиво». И при этом не желает принимать организационное участие изменениях своих процессов.

Обе ситуации – крайности, и к счастью большинство современных проектов находятся в какой-то точке между ними. Но, к сожалению, и крайности пока встречаются нередко.

В нашем понимании цель проектной команды (единой команды из специалистов заказчика и внедренца, заинтересованных в успехе проекта) – завершить проект внедрения так, чтобы система оперативного учета стала частью рабочего процесса, элементом технологии производства, неотъемлемой частью работы каждого пользователя. Поэтому очень важно в такой команде правильно понимать или вовремя договориться о границах ответственности и помощи:

  • Команда внедренца, являясь экспертом в ИТ, настройке и внедрении автоматизированных систем – отвечает за настройку и работу системы и помогает заказчику проводить изменения процессов и работы людей, связанных с внедрением системы.

  • Команда заказчика, являясь хозяином своих бизнес-процессов и людей – отвечает за изменения своих процессов, и помогает внедренцу правильно настроить систему под целевые процессы и задачи. И при таком сбалансированном распределении ответственности и помощи – формируется партнерская модель работы команды, нацеленная на результаты и эффекты проекта.


Откуда ноги растут?

Давайте разберемся, а что может порождать сопротивление в людях на местах при запуске автоматизированных систем оперативного учета.

Можно выделить три основных человеческих «НЕ» относительно нововведений:

  • Непривычно

Наверное, это самая распространенная и неизбежная причина «ступора» пользователей, т.к. любой человек по своей природе инертен и консервативен. Сами представьте: раньше вы изо дня в день выполняли привычный и понятный набор действий, а теперь в ваш «отточенный танец» добавили новых элементов. Нужно время, чтобы снова встроиться в ритм.

При этом самая надежная форма автоматизированного учета на производстве такая, когда произвести продукцию, не отразив данные через учетный «киоск», становится невозможно. Система встраивается в саму технологию производства и становится ее частью.

Если причина замедления работы только в отсутствии привычки, рано или поздно проблема отпадет сама собой, потому что выработается новый порядок производства и учета выпуска продукции, который становится новыми правилами работы.

  • Непонятно

Руководство приходит к внедрению системы с осмысленными запросами: нужны повышение достоверности и прозрачности данных, минимизация потерь, управления выработкой и т.д.

Производственный персонал в таких категориях не рассуждает, поэтому такие результаты ему не интересны и не понятны. Конечным пользователям нужны свои мотивы для участия в изменениях, в автоматизации учета – идеологические, материальные, эргономические – но свои. Когда идет переходный период от журнального учета к работе с автоматизированной системой – отсутствие мотивации у пользователей сильно замедляет процесс.

  • Невыгодно

Если учет опирается на честность специалистов, всегда есть риск, что отдельные персонажи будут использовать «мутную воду» в своих корыстных целях. Такая модель поведения может сохраняться и в процессе автоматизации учета в виде недостоверных данных о выпуске, браке, расходе сырья, выходах и т.д. Но внедрение автоматизированной системы всегда направлено на повышение прозрачности учета, и рано или поздно, но обман или инсинуации учета становятся невозможными. Логично, что «хитрецы», осознавая грядущие потери, начинают умышленно саботировать изменения в невыгодную для них сторону.

Будьте готовы к определенной ротации кадров. С кем-то придется расстаться. Сразу или в ближайшем горизонте времени. По вашей инициативе или собственному желанию персонала. Как показывает практика, изменения принимают не все.


Как преодолеть сопротивление пользователей?

Функциональный потребитель – это драйвер проекта на стороне заказчика. Он же является и «адекватором» в отношении работоспособности и удобства работы с системой на конкретных участках. Понимая особенности технологии или организации процесса – именно функциональный потребитель может определить – какие настройки системы учета будут работать, а какие нет.

По сути, речь идет об обеспечении эргономичности – как сделать так, чтобы система не мешала пользователям, а помогала и упрощала их работу. Давайте разберем, какие особенности системы нужно донести до пользователей, чтобы ускорить адаптацию пользователей к новому формату работы.

  • Разумный контроль

Система должна обеспечивать разумный контроль действий пользователя. Оба слова – ключевые. «Контроль» с помощью системы позволяет ограничить пользователя от совершения учетной ошибки.

Пример 1. На конкретном участке производства рабочий может производить обработку или производство только той продукции, которая есть в задании на сегодняшнюю смену.

Пример 2. При составлении мясного комплекта рабочий набирает необходимый под замес вес конкретного ингредиента. Заложенные в системе нормы помогают ему, подсказывая – попал он с набранным весом в допустимый нормативный «коридор», и если не попал – система сигнализирует об этом.

«Разумный» контроль требуется, чтобы не перейти черту неадекватности, когда система начинает сдерживать, замедлять или совсем останавливать производственный процесс.

Пример. В процессе маркировки продукции под заказ для передачи на склад под отгрузку часто просят проверять доступные остатки немаркированной продукции, вывезенной в зону маркировки. НО! Если бы не было остатков – и маркировать было нечего. С другой стороны – когда промаркированную продукцию не могут передать на склад под отгрузку из-за того, что на предыдущем участке недисциплинированный пользователь не отразил передачу продукции на участок маркировки – мы с помощью автоматизированный системы создаем угрозу срыва отгрузки готового промаркированного товара!

  • Мотивация сотрудников

Чтобы хотеть и стараться освоить новый инструмент быстрее, пользователь должен понимать, в чем заключается его личная выгода. И не обязательно в дополнительных бонусах-премиях, которые нужно заплатить людям за выполнение их работы (хотя дополнительная мотивация персонала на преодоление изменений – вполне рабочий и работающий инструмент).

Одним из вариантов повышения личной мотивации конечных пользователей-рабочих является автоматизированный расчет сдельной заработной платы. То есть в процессе автоматизации выстраивается персонифицированная система учета выработки или выполняемых операций, на основании которой каждый рабочий по итогам смены видит, сколько он заработал. В нашей практике есть несколько проектов, в рамках которых именно такая система создала чуть ли не стахановские соревнования среди персонала, обеспечила и в результате очень здорово подняла производительность труда.

Предупрежден, значит вооружен

У руководства предприятия, топ-менеджеров и функциональных заказчиков проекта автоматизации, могут быть самые благие цели. И для бизнеса, и для людей. Однако, если не понимать и правильно не оценивать масштаб и механику предстоящих изменений в процессах и работе людей, не готовиться к организационной поддержке этих изменений – есть большой риск споткнуться о человеческий фактор и сильно отодвинуть ожидаемую пользу для бизнеса от результатов проекта автоматизации.

Перестройка пользователей с ручного учета на автоматизированный – дело непростое. Однако, в конечном итоге именно от них зависит успех всего вашего начинания. Поэтому обесценивать необходимость помощи персоналу на местах в преодолении сложностей освоения нового инструмента – как минимум, не разумно.


P.S.:

В статье я привел всего несколько проблемных ситуаций, которые встречаются на этапе запуска наиболее часто. Однако в реальности их больше, а решения так и вообще индивидуальны для каждого предприятия.

За 16 лет практики наша команда накопила достаточно экспертизы в области проектных технологий, чтобы оказывать необходимую помощь клиентам не только в разработке, но и в достижении реальных эффектов от внедрения ИТ-системы. Однако хочется еще раз подчеркнуть, что успешное и своевременное завершение проекта возможно только при условии партнерского формата работы заказчика и интегратора. А перекладывание ответственности за организацию персонала во время адаптационного периода несет в себе риск срыва достижения заявленных целей.

Если вы уже находитесь на старте проекта или еще только задумались о необходимости изменений, обращайтесь. Минимум – поделимся компетенциями в рамках консалтинга, максимум – трансформируем уровень автоматизации учета вашего предприятия вместе.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
24.10.2025
The DairyNews.ru обратился к экспертам молочной отрасли, чтобы понять, нужны ли производителям молока, племенным хозяйствам, переработчикам, лабораториям, агровузам существующие ныне стандарты. Участники рынка также высказали свое мнение по поводу того, кто эти стандарты должен создавать – государство или профессиональные сообщества в лице саморегулируемых организаций (СРО). Насколько все эти вопросы актуальны для секторов отрасли, читайте в материале издания.
Читать полностью
Загрузка...