Где ты, наше молочко?
Источник: tyumedia.ru
По дороге второпях забегаю в магазинчик у дома – прихватить молока к утреннему кофе. Люблю тобольское. На витрине не вижу. Продавец предлагает «долгоиграющие», с длительным сроком хранения, аж до полугода. -А где тобольское-то? -Не привезли ещё. -А что есть с нашего завода? -Вот последняя пачка творога, сметана 20%, два пакета кефира. Рядом, слышу, бабуся возмущается: «Что за магазин такой, даже тобольского молока нет!»
Вдруг получаю информацию: в адрес главы администрации города поступило обращение от «Ассоциа¬ции предпринимателей Тобольска по торговле, общественному питанию и бытовому обслуживанию населения». В нём сказано: «...молоко поставляется по остаточному принципу, т.е. сначала поставки осуществляются в магазины федеральных торговых сетей, затем в школы и детские сады, а что осталось – предпринимателям города, либо поставки не осуществляются. Заявки работники гормолзавода принимают, но поставки не гарантируют. Это продолжается в течение нескольких лет»…
Разговор с директором гормолзавода Виктором Охрименко получился долгим и интересным.
– Объём выпускаемой продукции определяется наличием сырья. В 2013 году закуплено 8738,2 тонны молока-сырья, рост по сравнению с 2012 годом составил 6,8%. И это при сокращении объёма производства молока-сырья в Тюменской области на 3%. Молоко мы закупаем в Тюменском, Нижнетавдинском, Ярковском, Вагайском, Тобольском районах.
По периодам года поставки сырья имеют большую сезонность. Так, в летние месяцы поступает до 867,48 тонны, зимой – уменьшение почти в два раза. Все это не может не сказаться на выпуске продукции, так как её мы выпускаем только из натурального молока. Потому в летнее время все заявки выполнялись в полном объёме. Когда же в осенне-зимнее время нехватка сырья достигала до 10 тонн ежедневно, при отгрузке предпочтение отдавалось детским садам, социальным учреждениям, спецпитанию, гипермаркетам.
Директор рассказывает о том, как работает предприятие, сколько средств затрачивается для усовершенствования производства, что для стабилизации работы уже в этом году при заключении договоров на поставку молока привлечены дополнительные хозяйства, но все они находятся за пределами Тобольского района. А это влечёт увеличение расходов: транспортное плечо только в одну сторону составляет 350 километров.
В 2013 году для перевозки сырь¬я приобретён автомобиль-цистерна объёмом 13 000 литров, в 2014 году – ещё один с прицепом-цистерной общим объёмом 14 700 литров. Всю свою продукцию завод развозит своим транспортом, много машин ежедневно уходит на Север – тобольское молоко там пользуется высоким спросом. Потому, чтобы строго соблюдать сроки доставки продукции в торговые сети, предприятие обновляет автомобильный парк. В 2012 году приобрели четыре автомобиля-рефрижератора, в 2013 году – две единицы, за первый квартал 2014 года – ещё три. Ежедневно на линии работает четыре машины, каждая выполняет по 3-4 рейса. В день выписывается от 150 до 250 накладных. Поставка товара производится с 8 до 19 часов. Сегодня суточный объём поступления молока составляет 32 тонны. Объём выпуска цельномолочной продукции в первом квартале 2014 года составил 2456,6 тонны, что на 14,74 % больше, чем в прошлом году.
Специалисты предприятия усовершенствуют технологические процессы выпуска продукции, что позволяет увеличить сроки её реализации. Уже в этом году внедрена новая упаковка творога и творожных сырков, которая увеличила срок хранения до 5 суток. Постоянно расширяется ассортимент, сегодня с конвейеров завода выходит 47 наименований молочных изделий. Только молока в разных упаковках и с разным процентом жирности – 12 видов. А перечень всевозможных молочных продуктов – ацидофилин, бифидок, йогурты, творожки, молочные десерты с фруктами, кефиры – поражают. Сейчас вводят в производство новую продукцию – бифилайф – кисломолочный биопродукт, содержащий пять видов бифидобактерий, присущих организму человека. Он рекомендован в качестве лечебно-профилактического средства.
А кто и где покупал 6% молоко? Ни в одном из магазинчиков шаговой доступности вы не найдёте этого широчайшего ассортимента. Почему?
– Маленькие магазины не интересуются ассортиментом, заявки от них поступают поштучно: молоко 2,5%, 3,2% жирности пакетов 20-30, кефир, сметана несколько стаканчиков, в руках можно унести…
Конечно, в сетевых магазинах для потребителя предлагается выбор богаче. И заявки от них неизмеримы с малой розницей. Безу¬словно, заводу в сегодняшних рыночных условиях, чтобы выжить, выгодней договоры на большие партии опта. Хотя, по словам директора, условия контрактов с «федералами» довольно жёсткие. Но производитель вынужден их выполнять.
Сегодня гормолзавод – единственное из оставшихся в живых перерабатывающих предприятий Тобольска. Виктор Охрименко почти 30 лет его возглавляет. Вместе с ним пережил разные моменты: замену устаревшего оборудования, недопоставки сырья, поиск рынков сбыта продукции.
Помнит ситуацию, ещё до «вхождения» в город федеральных сетей, когда тобольское молоко с большим нежеланием брали торговые точки, предпочитая иногороднее с длительным сроком хранения. Молочники нашли выход, стали поставлять свою продукцию на север области.
И вдруг жалоба от местной торговли на завод. Думаю, некоторую абсурдность ситуации почувствовали все причастные к инциденту. Уж больно она напоминает недавнее наше прошлое, когда в парткомы и профкомы шли обиженные жёны, требуя вернуть неверного мужа.
– Для нас все наши потребители равны, каждый дорог, – говорит Виктор Охрименко. – Мы не отказываемся привезти даже пять пакетиков молока в магазин. И возим каждый день. Есть возможность ускорить время доставки, сократив кратность поставок в небольшие магазины. На это нужно согласие торговли. А вообще, директор завода считает, что для обеспечения продовольственной безопасности города в потреблении молочных продуктов главнейшая задача – развитие молочного животноводства в Тобольском районе. И вспоминает, что в Тобольском районе в своё время было 11 тысяч голов коров, молока-сырья на завод поступало летом до 70 тонн каждые сутки, город получал по 20 тонн питьевого молока ежедневно. Мощности завода сегодня позволяют увеличить выпуск цельномолочной продукции, сейчас они используются на 40%.
И остаётся лишь воскликнуть: ау, где вы, предприимчивые бизнесмены? Ужели все в торговле? А слабо возродить животноводство в нашем заброшенном районе? Забудем старые и разрушенные фермы. Время их ушло. Во всём мире процветают высокотехнологичные животноводческие фермы, которые не зависят от человеческого фактора скотников и доярок, где минимален ручной труд, где чистота и порядок. И… вдоволь молока в любое время года. В каждом магазинчике.
Популярные темы
19.09.2024
В сентябре 2024 года Минсельхоз РФ разослал участникам молочного рынка проект ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве» с предложением обсудить документ и направить в адрес ведомства замечания. The DairyNews обратился за комментариями к экспертам отрасли – производителям молока и собственникам молочного КРС, чтобы узнать, насколько необходима саморегулируемая организация бизнесу и какие надежды он на нее возлагает.
Читать полностью