Фермеры ждут помощи от государства
Распад Советского Союза привел к разрушению прежних форм хозяйствования, а на смену им требовались новые. Нельзя сказать, что фермерское движение с того времени крепло и развивалось. На то, видимо, были объективные и субъективные причины.
О том, в какой ситуации на сегодняшний день пребывают югоосетинские фермеры, мы беседуем с начальником Управления экономики и планирования Министерства сельского хозяйства Батрадзом ДЗАГОЕВЫМ.
- Сколько у нас фермеров и в какой отрасли сельского хозяйства они предпочитают трудиться?
- По имеющейся в налоговой инспекции информации, зарегистрировано до 400 фермеров. На самом деле, исходя из отчетов управлений сельского хозяйства четырех районов Республики, их где-то 92. Это действующие крестьянско-фермерские хозяйства, т.е. те, кто показывает производственную деятельность в отчетах. Среди фермеров преобладают животноводы. Есть фермеры, занимающиеся растениеводством, зерноводством, но их мало. Сегодня не видно и работы овощеводов.
Во всех районах имеются фермеры-животноводы, но в Дзауском районе их больше всего. Среди них можно выделить тех, кто серьезно работает, несет ответственность за полученные от государства кредиты. Это Славик Басаев, Заур Хубаев из с. Ерман, там же расположено хозяйство братьев Фарниевых. Эдуард Кокоев из села Цру хорошо трудится, развернул хозяйство, хотя был профинансирован всего на 150 тысяч рублей. Сегодня в его хозяйстве числится свыше 60 голов крупного рогатого скота. В Знаурском районе можно назвать Алана Гобозова, Рустама Джиоева, Зелима Джагаева и др. Рустам производит и животноводческую продукцию, но в основном занимается выращиванием птицы. Он засевает и овощные культуры, и даже виноградник у него есть, то есть он хорошо развивает свою производственную деятельность при тех незначительных средствах, которые он получил в 2008 году, когда состоялось кредитование фермерских хозяйств. В Цхинвальском и Ленингорском районах тоже есть успешные фермерские хозяйства.
- Все перечисленные выше люди смогли развернуть фермерские хозяйства благодаря тому, что получили от государства помощь в виде кредитов?
- В 2007-2008 гг. через Министерство сельского хозяйства, согласно спискам, представленным главами районных администраций, было роздано кредитов на сумму 22 млн 500 тыс. рублей. Кредиты получили и те фермеры, имена которых я выше озвучил. Размер кредитов был от 150 до 250 тыс. рублей.
Ряд фермеров через три года, в 2011 году получили товарный кредит в виде крупного рогатого скота калмыцкой породы, всего было роздано 915 голов. Им же позднее была оказана и финансовая помощь со стороны государства на корма и строительство скотопомещений. К сожалению, эта порода не прижилась в наших условиях. На сегодняшний день из 915 голов осталось где-то 268.
Надо сказать, что и природные аномалии негативно сказались на достижениях наших фермеров. От эпидемии африканской чумы хозяйства многих из них пострадали, а также и от войны августа 2008 года. К примеру, в Ленингорском районе фермеры, которые занимались растениеводством, все потеряли. Признаюсь, что к пострадавшим фермерам со стороны Министерства нужно было проявить более хозяйственный подход.
В целом, если проанализировать ситуацию с кредитами, то фермеры, которые были профинансированы в 2007-2008 годах, более других оправдали себя перед государством, они сегодня являются основными поставщиками мяса и другой продукции на рынки нашего города.
- Но, тем не менее, находятся люди, которые используют денежные средства нецелевым образом, не так ли?
- Это единичные случаи. Есть и такие, я знаю их, которые получив кредит, покинули Южную Осетию. Но эти средства должны быть возвращены государству. Срок их возврата еще не подошел. А как подойдет - куда они денутся? Государство потребует долги.
- Возвращают ли кредиты руководители действующих крестьянско-фермерских хозяйств?
- Возвращают. Правда, не такими темпами, как хотелось бы, но возвращают. Кто как работает, так возвращает.
- Какая еще помощь оказывается фермерам со стороны государства?
- В виде товарного кредита мы в последние два года выдавали фермерам семена, минеральные удобрения, гербициды. В 2014 году фермеры ничего не получили, так как Министерство сельского хозяйства не было профинансировано по Инвестиционной программе.
- С какими еще проблемами сталкиваются наши фермеры?
- У фермеров проблемы со сбытом продукции. Я знаю фермера, который поит молоком своих свиней, каждый день по 4-5 ведер сливает, потому что его некуда деть.
В советское время была кооперативная торговля, которая закупала продукцию у жителей сел. Они были уверены, что при излишках продукции ее можно сдать государству, и все были довольны. Сегодня фермер должен сам крутиться, вертеться, чтобы реализовать свою продукцию. Система реализации продукции у нас совсем не налажена. К сожалению, никак не заработают наши перерабатывающие предприятия. В наших мероприятиях по развитию агропромкомплекса (АПК) все предусмотрено (мясокомбинат, молзавод и т.д.), но финансирование на это не идет. Восстановление перерабатывающих предприятий осталось на бумаге. Большие денежные средства были израсходованы на составление проектно-сметной документации, а результатов не видно.
- Есть на сегодняшний день желающие получить от государства кредиты на развитие фермерских хозяйств?
- Очень много. Наши села опустели. Но есть ребята, которые желают перебраться в село и заняться сельскохозяйственной работой. Но для начала им нужна финансовая помощь со стороны государства. Однако в Инвестиционной программе 2014 года на эти цели ничего не заложено. Посмотрим, что будет в будущем году. Сегодня нет уже колхозов и совхозов, поэтому основной упор надо делать на развитие крестьянско-фермерских хозяйств. У нас есть работоспособные ребята, особенно в селе. Обидно когда приходится слышать, что наши люди не хотят работать. Их надо занять работой. Мы бы с удовольствием предоставили кредиты тем, кто хочет завести фермерские хозяйства. Но из чего? У нас нет производства. Надо сказать спасибо тем сельским труженикам, которые пусть не в полном объеме, но обеспечивают наш рынок мясом и сыром. Они перед налоговой инспекцией отчитываются, выплачивают налоги. Но они были бы более заинтересованы в работе, если бы их субсидировали. Фермера надо заинтересовать, субсидировать его, отталкиваясь от производственной деятельности. Допустим, у фермера в хозяйстве 10 коров. В конце года его соответствующая структура проверяет, смотрит, что он сохранил поголовье, и оказывает финансовую помощь с тем, чтобы он в будущем году увеличил поголовье. Но это у нас не практикуется.
Так делается в РФ, и фермеры заинтересованы работать лучше, производить больше продукции. Недавно по российскому телевидению показывали встречу В.Путина с фермерами Ставрополья прямо в поле. Там сейчас горячая пора. Он выслушал их, учел их предложения. Хотелось бы, чтобы и нашим фермерам уделялось больше внимания со стороны руководства Республики.