Фантомы и фальсификаты. «Количество молочных суррогатов на прилавках не сокращается»
Издание регулярно публикует материалы о фальсификатах и фантомах. Ранее вышла информация о «грубых фальсификатах сливочного масла», которые выявил в торговых сетях «Общественный контроль».
Были публикации и на основе данных Россельхознадзора и Роспотребнадзора. Так, например, «В Новгородской области у производителя некачественного масла была отозвана декларация», «В Дагестане закрыли «фантомную площадку» по выпуску фальсификата масла, или «В Ульяновской области забраковали молочную продукцию двух производителей».
Таким образом, Россельхознадзор и Роспотребнадзор информируют граждан о проделанной работе. Когда The Dairynews.ru направил запросы в эти контролирующие организации, чтобы получить соответствующую статистику и комментарий по ситуации с фальсификатами и фантомами, то получил отказ.
Эксперт молочного рынка Дмитрий Мирончиков, проработавший в молочной отрасли 26 лет, отмечает:
«Определение тому, что такое фальсификат должны дать контролирующие ведомства Роспотребнадзор и Россельхознадзор. Идет ли речь об отклонении от указанного на упаковке состава, когда белка чуть больше или меньше нормы? Или молочный жир заменен пальмовым маслом? Или в питьевое молоко добавлено сухое молоко, что запрещено ФЗ-88? Более того, кто, на каком оборудовании и по какой методике определяет фальсификат это или нет? Если будут понятные критерии фальсификата, тогда можно будет на эту тему порассуждать».
«Фальсификаты по-прежнему присутствуют в продаже»
«На молочном рынке, к сожалению, проблема фальсификации продуктов остается актуальной. Несмотря на усилия, предпринимаемые для борьбы с этим явлением, фальсификаты по-прежнему присутствуют в продаже», –отмечает генеральный директор агрохолдинга «Лактика» Равиль Даутов.
Председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль» Всеволод Вишневецкий приводит статистику, согласно которой объемы поддельных молочных продуктов на российских прилавках, выросли в 2023-2024 году на 20%-30%. В первую очередь, по его мнению, это связано с введением в марте 2022 года моратория на проверки бизнеса, включая изготовителей пищевых продуктов и торговые сети. Многие изготовители восприняли мораторий не как меру поддержки, а как снятие дополнительных барьеров при контроле качества пищевых продуктов.
«Меры, принимаемые сегодня органами госнадзора, крайне неэффективны и часто формальны. Только огромные штрафы или перспектива уголовной ответственности способны заставить жуликов прекратить обманывать граждан», – уверен Всеволод Вишневецкий.
В резолюции II Всероссийского молочного форума регионов «Интересы и значение молочного бизнеса России» (организаторами выступили Южный молочный союз и Союзмолоко) от 30 октября 2024 года, подчеркивается:
«Не произошло никаких коренных изменений и в ранее поднятом вопросе пресечения возможностей сбыта фальсифицированной молочной продукции через государственные и муниципальные закупки, а также в качестве заменителей натуральных молочных продуктов, заявленных при продаже кондитерских и кулинарных изделий предприятиями общепита и выносной торговли».
В резолюции также говорится о том, что данные рынки являются очевидным и значительным резервом для увеличения объемов переработки и сбыта молока внутри страны. Необходимо ускорить распространение механизмов контроля на эти каналы сбыта молочной продукции.
Как работает система защиты от фальсификата
Дмитрий Мирончиков сообщил, что по имеющейся у него информации система «Меркурий» однозначно усложнила работу недобросовестным производителям молочной продукции, поэтому польза от нее для рынка есть.
Того же мнения придерживается Равиль Даутов, который отмечает, что система «Меркурий» была разработана для контроля за оборотом молочной продукции и активно работает над выявлением и предотвращением случаев фальсификации.
«Система «Честный знак», которая должна была обеспечить прозрачность и честность на рынке, не предназначена непосредственно для борьбы с фальсификацией. Она позволяет умельцам приобрести QR-коды и наклеивать их на любой продукт, что создает возможность для мошенничества», – резюмирует Равиль Даутов.
В комментарии ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак») отмечается, что интеграция «Честного знака» и «Меркурия» позволяет сверять объемы готовой продукции, выявляя фальсификат. Помимо этого, система маркировки интегрирована с системой Россельхознадзора «ВетИс», которая отслеживает и контролирует сырье молочных продуктов.
Поданным ЦРПТ, за 2 года маркировки количество молочной продукции с признаками фальсификата снизилось с 30% до 0,2%. За 6 месяцев работы режима блокировки нелегальной молочной продукции на кассах потребитель не смог приобрести 18,4 млн литров просроченной молочной продукции и 30 млн литров с признаками контрафакта.
Председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев утверждает, что в торговых сетях ассоциации выстроена многоступенчатая работа для того, чтобы не допустить фальсификат на полки. Помимо собственных служб качества, которые проверяют и поставщика, и товары, все ритейлеры неукоснительно исполняют обязательные требования по контролю безопасности с использованием систем «Меркурий» и «Честный знак». «Таким образом «Меркурий» отслеживает сырье и процесс производства, а «Честный знак» контролирует качество конечного продукта и его передвижение от производителя до покупателя», – подытожил эксперт.