Есть ли перспективы у производства сыров?
Ранее генеральный директор «Союзмолоко» Артем Белов ранее отмечал, что с 2019 года в России начало расти потребление сыров при снижении спроса на сырные продукты, а общий объем потребления сыров на душу населения составляет около 5,5 кг в год. При этом генеральный директор «Союзмолоко» подчеркивал, что уровень потребления этого продукта в России остается крайне низким, по сравнению с уровнем европейских стран. Артем Белов высказал мнение, что у России есть существенный потенциал для развития внутреннего сырного рынка.
В то же время директор Центра изучения молочного рынка (DIA) Михаил Мищенко обращал внимание на перегретость рынка сыров. Эксперт отмечал, что излишки производства насчитывали многие предприятия, выпускающие сыры и сырные продукты, еще до пандемии. Помимо этого, директор DIA призывал обратить внимание на статистику, согласно которой к концу 2022 года убыль населения России может составить порядка 1 млн. человек, а значит, даже при условии роста спроса он будет компенсирован убылью населения. Выход из ситуации, по мнению эксперта, заключается в развитии экспортных направлений.
Еще один фактор, препятствующий развитию рынка сыров, — рост стоимости сырого молока. Так, по новым данным приложения Milkprice Index DIA средневзвешенная цена на молоко в России выросла на 0,2% до 29,71 руб/кг, что на 12,3% выше цены февраля 2021 года. В связи с этим производство сыров, как молокоемких продуктов, становится менее рентабельным.
Если говорить о реализации инвестиционных проектов в сыроделии, нельзя не упомянуть события, развернувшиеся вокруг предприятия «Маслосырзавод-Ровеньки». Завод, реализовывавший масштабный проект по увеличению производства полутвердых сыров до 72 тонн в сутки на втором этапе, в настоящее время ведет переговоры с кредиторами. В центре внимания предприятие оказалось в результате инициированного банками дела о признании его банкротом.
По СПАРК, выручка ООО «Ровеньки-маслосырзавод» за 2020 год составила 6,8 млрд рублей, чистая прибыль – 175 млн рублей. Чистые активы оцениваются в 320 млн рублей. Издание «Коммерсант-Черноземье», ссылаясь на свои источники в отрасли, оценивало размер невыплаченных предприятием кредитов в 1 млрд. рублей, но ГК «Сырный дом» не подтвердила эту информацию.
Некоторые собеседники The Dairy News недоумевают, как завод с годовой выручкой почти в 7 млрд рублей не смог расплатиться по долгам в 400 млн рублей. Один из экспертов рынка, пояснил текущее положение дел тем, что предприятие запланировало реализацию слишком большого количества новых проектов одновременно и в итоге не рассчитало свои силы. «В случае завода в Ровеньках их неудача связана не с ситуацией на рынке, а исключительно с ошибками менеджмента предприятия», — прокомментировал собеседник The DairyNews.
Что касается рынка сыров, то ситуацию на нем в целом не стоит оценивать как катастрофичную, продолжил эксперт: «По большому счету, все компании, которые правильно выстраивают свою стратегию с учетом, в частности, давления со стороны белорусских товаров, работают успешно. Например, компании «Фудлэнд», «Хохланд». Неудачу терпят те, кто не обращает внимания на маркетинг».
«Сыр, в отличие от классического молока, не испытывает давления со стороны альтернативных продуктов и не страдает от инновационных трендов на молочном рынке. Наоборот, он в эти тренды хорошо вписывается, поскольку содержит много белка. Кроме того, на рынке представлено много безлактозных сыров», — рассуждает собеседник The Dairy News.
Кроме того, большим спросом сыр пользуется в сегменте HoReCa, а также в домашнем приготовлении блюд. «Сыр еще долгие годы будет в авангарде трендов потребления. При этом можно ожидать ухода с рынка малых игроков, которые не смогли обеспечить высокое и стабильное качество своей продукции. Их место займут крупные и более успешные игроки», - заключает эксперт.
То, что драйвером роста продаж сыра выступает в настоящее время сегмент HoReCa, подтверждают и другие участники рынка.
Андрей Шилов, гендиректор ООО «Пречистенский молочный продукт», говорит, что у его предприятия рост продаж за прошлый год составил 40%. Объем реализации за январь 2022 года показывает рост в 100% по сравнению с январем 2021 года, добавил он.
Такой хорошую динамику спроса Андрей Шилов поясняет бурным развитием сегмента HoReCa. «Мы производим мягкие сыры, они очень востребованы в так называемом сегменте фуднета, или HoReCa, который активно развивается на фоне эпидемии коронавируса», - комментирует эксперт.
По его словам, рынок сыров, в первую очередь мягких, продолжит расти и в 2022, и 2023 году. «Есть и заказывать готовые блюда на дом мы не перестанем. А та же пицца, которая пользуется большим спросом и готовится с сыром, – один из самых популярных продуктов», - заключает он.
Правда, некоторые собеседники The Dairy News не так оптимистичны. Например, Генеральный директор компании «Аспэк-органик» Анатолий Носуленко отмечает, что последние три года спрос на органические сыры показывал неплохой рост, примерно в 2-3% в год. Однако с начала этого года пока наблюдается снижение спроса. «Возможно, потребитель сейчас решил экономить после новогодних праздников и на фоне нестабильной геополитической обстановки. Но мы рассчитываем, что спрос восстановится, поскольку ранее динамика была стабильно положительной», - говорит Анатолий Носуленко.
По его словам, аграриев также беспокоит резкий рост затрат на капвложения в отрасли. «Например, наша компания весной прошлого года разработала проект строительства новой молочной фермы на 1600 голов за 1,2 млрд рублей. К концу 2021 года стоимость фермы повысилась уже до 1,8 млрд рублей. Поэтому мы пока не спешим начинать реализацию этого проекта», - говорит Анатолий Носуленко.
По его мнению, повышение себестоимости производства молочной продукции в перспективе может привести не только к дальнейшему снижению покупательного спроса. Речь может идти о том, что производители будут искать все возможные варианты сокращения издержек, что может привести к добавлению в продукцию ингредиентов, которые снизят ее себестоимость, комментирует он.
Категорично комментирует перспективы Илья Рагозин, основатель ООО «Молоко Групп». Он отмечает, что молочная отрасль сейчас переживает глубокий кризис. Государство поддерживает ее субсидиями, но этого недостаточно. Необходимо регулировать наценки на молочную продукцию, в том числе, сыр, делая их минимальными, считает Илья Рагозин. По его мнению, наценка в 3 процента уже позволила бы увеличить спрос на молочную продукцию и обеспечить развитие отрасли.
Александр Никитин, совладелец завода «Порховский» (входит в ГК «Аланталь»), ранее комментировал:
— В целом ситуация на российском рынке сыров достаточно сложная. Рынок однозначно перегрет. Кроме того, безраздельное господство Белоруссии на нем я считаю пагубным. Проданные килограммы белорусского сыра – это не просто килограммы сыра. Это еще и определенный объем не произведенного в России молока, не скошенная трава, не освоенные сельхозугодья.
Вместе с тем, эксперт отмечал, что при работе с хорошими маркетологами и грамотными продавцами сыр всегда найдет своего покупателя, а сосредоточиться производителям стоит не на среднем ценовом сегменте, где конкуренция уже слишком высока, а на верхнем, в котором цена на 1 кг сыра начинается с 1000 рублей. Именно на этот ценовой сегмент решила ориентироваться при проведении ребрендинга «Аланталь».