Экономический индекс. Интервью с John Rae, менеджер SFSI
DN: По каким направлениям Вы сотрудничаете с Board Bia, Enterprise Ireland и другими?
JR: Исполнительные директора Board Bia и Enterprise Ireland присутствуют в руководящем составе SFSI. Четыре раза в год у них проходят совещания. Благодаря сотрудничеству SFSI определяет интересные проекты по всему миру.
Сейчас SFSI работает над межправительственными проектами в Саудовской Аравии, Турции, Африке, Азии и России. Я был в России три раза в 2016 году.
DN: Какие источники финансирования Вы используете?
JR: Мы государственное ведомство, поэтому финансирование идет от государства. Но уже сейчас мы должны искать внешние источники финансирования, чтобы стать самообеспеченными.
DN: Кто является вашими экспертами?
JR: Это ирландские эксперты. Среди них есть те, кто уже ушел на пенсию. Мы готовы больше использовать специалистов-пенсионеров, так как у них есть время, которое они могут посвятить этой работе. Мы привлекаем одного эксперта на проект.
DN: По каким направлениям вы осуществляете обмен опытом: по молочному животноводству, мясному животноводству или другим направлениям?
JR: По всем направлениям сельского хозяйства, в которых Ирландия имеет опыт и занимает лидирующие позиции. Молочное и мясное животноводство – два основных направления ирландского агропромышленного комплекса. SFSI также оказывает консультационную поддержку в области растениеводства, выращивания зерновых культур, пивного ячменя и т.д.
DN: Если говорить о молочном животноводства, какие знания вы можете предложить?
JR: В животноводческом секторе Ирландия добилась больших успехов. Teagasc разработал экономический индекс племенной работы (прим. ред.- Economic Breeding Index), который отображает рентабельность.
DN: Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этом индексе.
JR: В Ирландии возникла проблема фертильности животных. В 90-е годы Ирландия импортировала большое количество скота голштинской породы из США и со всего мира. Генетика позволяла увеличить надои. Показатель продуктивность на корову в год начал расти, и фермеры ожидали получить большую прибыль. Но этого не случилось.
Одновременно с ростом продуктивности ирландцы увидели значительное снижение фертильности животных- они не давали телят. Показатель замены поголовья был очень неустойчивым и составлял 30%. Популяция скота начала постоянно сокращаться, а замена поголовья становилась все более дорогим удовольствием.
Чтобы решить проблему, Teagasc разработал экономический индекс племенной работы. В 2002 году была основана ICBF (прим. ред.- Irish Cattle Breeders’ Federation) – Ирландскую федерацию скотоводов. Эта организация стала централизованной базой сбора всех данных со станций искусственного осеменения, компаний по учету молочной продуктивности, данных учета скота, данных управлений сельского хозяйства по генотипу и идентификации животных. Вся информация собиралась централизованно в одну базу данных. На это ушло довольно много времени.
DN: Получается, что Вы 14 лет день за днем работали над племенной работой.
JR: Когда все данные были собраны и индекс был доработан, фермеры начали отмечать увеличение рентабельности своих хозяйств. Животные стали более фертильными и давали больше молока. С этих пор ситуация становилась все лучше. База данных накапливала все больше информации. Мы отмечаем значительные улучшения за последние несколько лет.
DN: Приведите пожалуйста примеры, как рассчитывается EBI?
JR: EBI – это сложная экономическая и математическая модель. В нее вносится большое количество данных о системе управления хозяйством, внешней среде, устойчивости, фертильности и другие показатели животных.
SFSI оценивает как можно использовать этот опыт на международном уровне. Например, в России, где сейчас акцентируется внимание на молочную продуктивность и не принимается в расчет другие показатели, которые оказывают большое влияние на рентабельность предприятия.
Ирландский фермер начинает получать прибыль, если показатель лактаций на корову достигает 1,6. 2 лактации- прибыль будет минимальной. В Ирландии 5,5 лактаций на одно животное. Мы стремимся увеличить этот показатель до 6,5 лактаций.
В Ирландии продуктивность на одну корову составляет 5 500 литров, можно подумать, что это низкий показатель. Однако, животные пасутся на пастбище и питаются травой. Фермер добавляет мало концентрированных кормов в рацион, поэтому получает меньше надои. Можно добавлять больше концентратов, и, таким образом, получать огромные надои. Но ирландские фермеры не заинтересованы в этом, так как это связано с большими затратами. Получается, хорошо усвояемая трава приводит к получению надоев рентабельным способом.
DN: На чем Вы сейчас работаете?
JR: Здоровье становится все более важным вопросом. Согласно статистике, генетика отдельных животных в стаде имеет природную сопротивляемость к туберкулезу и другим заболеваниям. Ирландцы выявляют эти характеристики и передают их для улучшения стада, что способствует сокращению использования лекарственных препаратов и увеличению рентабельности предприятия. Для экологии и устойчивости, это очень хорошо. Если вы посмотрите на ирландскую дойную корову на привязной системе содержания, Вы поймете, что фермеры не заинтересованы в объемах, он заинтересованы в получении жира и белка в молоке.
DN: Надой – этот тот критерий, который довольно легко оценивать. Как оценить здоровье, управление, обслуживание?
JR: По 4-балльной шкале мы оцениваем отелы, сопротивляемость к внешним факторам, насколько животное агрессивно. Эту оценку включаем в регистрационную карточку, где у ICDF есть доступ.
Когда мы начинали, у всех компаний- партнеров фермы был свой план и каждый выполнял свою работу. В Ирландии есть независимые компании, которые работают с фермерами и проверяют продуктивность животных и качество молока, т.е. количество соматических клеток, содержание жира и белка.
Сейчас вся работа централизована. Все данные поступают в ICBF, которая является промежуточной между переработчиком и фермером.
Ирландцы видят огромный потенциал централизованной базы данных. Одна из самых крупных в мире, которая предоставляет большое количество информации и способствует рентабельности ирландских фермеров.
DN: В каких странах вы ведете активную деятельность?
JR: У SFSI много контактов на Балканах, в Турции, в Саудовской Аравии.
DN: Сколько людей работает в вашей организации в настоящее время?
JR: Нас трое.
DN: Если говорить об организации ICBF сколько человек работают там?
JR: 55.
DN: Сколько вы получаете в виде инвестиций от государства?
JR: Порядка 400 000 Евро. Как я уже сказал, эта деятельность очень дорогая. Любая заинтересованная страна может присоединиться к нашей деятельности по определению генотипа.
DN: Джон, какие результаты вашего ведомства Вы можете отметить?
JR: В 2016 году мы получили 3 проекта. В текущем году мы надеемся удвоить это число. В конце года мы рассматривали возможность реформирования нашего агентства.
DN: Насколько я понимаю, у Вас достаточно знаний и об ирландском, и о мировом молочном рынке. По Вашим прогнозам, каковы будут тенденции развития молочного рынке на мировом уровне через 10 лет? Появятся ли новые экспортеры молока или нет?
JR: Что касается Ирландии, то мы будем оставаться экспортерами молока, так как затраты на производство довольно низкие. В Европе у нас, пожалуй, одни из самых низких затрат на производство. Мы используем пастбищную систему. Наши животные находятся на свободном выгуле. Потребители все больше будут фокусировать внимание на здоровые коровы, вкусное молоко. Ирландия будет оставаться одним из основных игроков в молочном секторе.
DN: Если говорить о мировом масштабе, на рынке останутся те же игроки или будут изменения?
JR: Я думаю, мы увидим реорганизацию на рынке. В настоящее время есть серьезные вопросы в Голландии, связанные с нитратами.
DN: Расскажите о себе. Как вы пришли в молочную отрасль?
JR: Десять лет я работал в Teagasc, ирландская научно-исследовательская организация, которая проводит исследования в области продуктов питания. До этого я был менеджером по качеству на предприятии пищевой промышленности. У меня хороший опыт в отрасли.
ОЗНАКОМИТЬСЯ С ДРУГИМИ МАТЕРИАЛАМИ «НЕДЕЛЯ ИРЛАНДИИ НА THE DAIRYNEWS»