Dairy Stream
до трансляции
онлайн

Дорогой сырок. История бизнесов Бориса Александрова, битва за наследие и вынужденный ребрендинг

Источник: The DairyNews
EN RU
В холдинге «Ростагроэкспорт» после смерти его основателя Бориса Александрова, создателя одноименного бренда глазированных сырков, продолжаются корпоративный и наследственный конфликты. The DairyNews вспомнил, как Борис Александров начинал строить свою империю, что произошло после его смерти от коронавируса и почему вокруг его наследия возникает столько споров.
Дорогой сырок. История бизнесов Бориса Александрова, битва за наследие и вынужденный ребрендинг

Борис Александров - выпускник Первого Московского медицинского института имени Сеченова. После учебы он десять лет работал врачом на флоте, в частности, на судах Сахалинского морского пароходства. По данным СМИ, уже во время работы на флоте он сбывал в Японии цветные металлы, перепродавал мохер, джинсы и ковры.

Серьезно бизнесом Борис Александров занялся в начале 1980-х годов. Тогда он начал с производства крепких спиртных напитков. Которое, кстати, привело его к тюремному сроку. Его обвинили по статье «частнопредпринимательская деятельность и коммерческое посредничество». После двух лет под следствием и года в тюрьме он был оправдан в 1986 году.

Интерес к молоку

Затем предприниматель пробовал себя в таком бизнесе, как продажи книг, изделий из мохера, китайских ковров и конфет. Рассказывают, что в сферу переработки молока его привел случай. Он обратил внимание на очередь, уже не свойственную для середины 1990-х, возле магазина с молочной продукцией Таганского мясного комбината. Тогда Борис Александров вместе с партнерами Юрием Изачиком и Леонидом Микиртумовым решил начать торговлю молоком, закупая его напрямую у производителя. В итоге в 1995 году был основан «Ростагроэкспорт».

Уже через год вся продукция Тульского молочного комбината шла через торговые точки Бориса Александрова. А позже «Ростагроэкспорт» открыл первый цех, где стал производить ставшую популярной творожную массу с изюмом. Там же появилось и производство глазированных творожных сырков. Первые значительные средства бизнеса предпринимателю одолжила мать, которую он уговорил заложить квартиру.

В середине 1990-х начале 2000-х обстановка для выпуска глазированных сырков была благоприятной: рынок рос на 5–8% в год. В 1998 году «Ростагроэкспорт» построил молокозавод в Пушкино на базе заброшенного детского лагеря. В 2003 году он создал предприятие по производству глазури в Калининграде.

В начале 2000-х на рынок пришли такие мощные конкуренты, как «Юнимилк» и «Вимм-Билль-Данн», и «Ростагроэкспорту» пришлось искать новый подход к продвижению продукции. Так, было решено выпускать премиальные сырки в шоколадной глазури, которые стоили в три раза дороже обычных. Бренд продукта — «Б.Ю Александров» — появился в 2006 году. Позже под этой маркой также был налажен выпуск премиальных кисломолочных продуктов - творога, ряженки и кефира, а также молока. При этом Борис Александров всегда был активно занимался оперативным управлением компанией, говорили участники рынка.

Клиники в Москве и Латвии

Между тем у Бориса Александрова не пропал интерес к медицине. Параллельно с развитием «Ростагроэкспорта» он в 2001 году открыл многопрофильную медицинскую клинику в Москве, а в 2013 году — центр похудения в Латвии, — в этой стране он и жил последние годы.

После смерти

После смерти Бориса Александрова в ноябре 2020 года в его компании начались корпоративный и наследственный конфликты. Со времени основания «Ростагрокомплекса» 100% его акций принадлежали партнеру Александрова Юрию Изачику. Последний в сентябре 2021 года подписал договор дарения и передал 85% бизнеса в равных долях пяти топ-менеджерам холдинга — Сергею Бабаченко, Валентине Кшенниковой, Галине Макаровой, Марине Резниковой и Нелли Храпуновой.

Позже стало известно, что компания А1 — инвестподразделение «Альфа-групп» Михаила Фридмана и Германа Хана направила оферту на приобретение долей в уставном капитале «Ростагроэкспорта» и прав на товарные знаки. Предложение было сделано дочерям Бориса Екатерине Александровой и Наталье Кокоте, сыну Константину и вдове Ольге Александровым, Юрию Изачику и пяти топ-менеджерам. Сделка с А1, как выяснил Forbes, не состоялась.

Затем Изачик подал иски в Арбитражный суд Московской области и потребовал признать договор дарения недействительным. В исках отмечалось, что во время подписания договора он был в тяжелом психическом состоянии, а менеджеры его обманули, предоставив ложные сведения о тяжелом финансовом положении компании.

Спустя несколько дней после подачи данного иска против Изачика было возбуждено уголовное дело по заявлению топ-менеджеров, с которыми он судился. Изачика обвинили в принуждении к отказу от дарения части его доли в компании и объявили в федеральный и международный розыск. Сам Изачик, как писал Forbes, живет на две страны — Россию и США.

Дочерние споры

Начались и наследственные тяжбы. Владельцем основных товарных знаков «Б.Ю. Александров» и его суббрендов был сам Борис Александров. Незадолго до своей смерти он передал их своей дочери Екатерине. 

В июне текущего года Екатерина Александрова и ее ИП подали в Арбитражный суд Московской области несколько исков к основному операционному юрлицу «Ростагроэкспорта» - ООО «Ростагрокомплекс» и его дочернему предприятию ООО «Ростагропродукт». Эти компании занимались выпуском глазированных сырков.

Из одной досудебной претензии Екатерины Александровой следует, что после смерти отца она заключила с производителем сырков три лицензионных договора, дающих право использования нескольких суббрендов. «Ростагрокомплекс» нарушил обязанность по выплате Екатерине Александровой как владелице товарных знаков роялти, но продолжает выпускать и продавать продукцию под этими брендами. В результате образовались задолженности, которые и требует возместить дочь предпринимателя. Сумма вопроса — 147,7 млн рублей. 

Екатерина Александрова в начале текущего года также расторгла лицензионные соглашения на использование товарных знаков с «Ростагрокомплексом», но последний, по ее мнению, продолжил использовать исключительные права на товарные знаки и выпускать продукцию под брендом «Б.Ю. Александров» и его суббрендами, что привело к убыткам владелицы товарных знаков. В связи с этим она направила еще один иск в адрес «Ростагрокомплекса» с требованием возместить 1,34 млрд рублей. 

По данным картотеки арбитражных дел, исковое заявление 1,34 млрд рублей принято к производству, но его рассмотрение откладывается. Кроме того, приостановлено производство и по иску на 147,7 млн рублей.

Как писал Forbes, рассмотрение этих дел приостановлено до вступления в силу двух решений Черемушкинского суда по искам к Екатерине Александровой от еще одной дочери Александрова, Натальи Кокоты. Последняя, как следует из определения суда, в 2021–2022 годах подала в суд два заявления с требованиями признать недействительными договор передачи прав на товарные знаки между Борисом Александровым и его дочерью Екатериной, а также лицензионные договоры между Екатериной и «Ростагрокомплексом».  При рассмотрении одного из исков суд встал на сторону истца, но Александрова обжаловала это решение. 

Также Екатерина Александрова и сама вступила в судебные споры с Натальей Кокотой как истец — она намерена оспорить процедуру усыновления последней Борисом Александровым. Если усыновление будет признано недействительным, у Натальи Кокоты не будет права оспаривать договоры между Екатериной и Борисом Александровым, поясняли юристы.

На фоне судебных споров «Ростагрокомплекс» опасается использовать бренд, связанный с тяжбами вокруг наследия предпринимателя. По данным официального сайта компании, сейчас она выпускает продукцию под другими брендами, в частности, под маркой «А.Ростагрокомплекс» и Status.

Оперативные новости читайте в телеграм-канале The DairyNews

Информация о холдингах, упомянутых в статье:


19.09.2024
В сентябре 2024 года Минсельхоз РФ разослал участникам молочного рынка проект ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве» с предложением обсудить документ и направить в адрес ведомства замечания. The DairyNews обратился за комментариями к экспертам отрасли – производителям молока и собственникам молочного КРС, чтобы узнать, насколько необходима саморегулируемая организация бизнесу и какие надежды он на нее возлагает.

Читать полностью