Dairy Stream
до трансляции
онлайн

Дорогое мясо: почему в России сокращается поголовье быков и коров

Источник: forbes.ru
EN RU
В России планомерно снижается поголовье крупного рогатого скота. А стоимость говядины, которая и так никогда не была дешевой для потребителей, растет. Из-за чего сокращается поголовье и почему мясо из Бразилии стоит меньше российского — разбирался Forbes.
Дорогое мясо: почему в России сокращается поголовье быков и коров

По состоянию на 1 июня 2023 года поголовье крупного рогатого скота во всех российских хозяйствах насчитывало 18,3 млн голов, что на 0,8% меньше, чем годом ранее, свидетельствуют данные аналитической компании Emeat (есть у Forbes). На 1 июня 2013 года поголовье составляло 21 млн голов, то есть за 10 лет оно снизилось на 13%. Производство говядины растет, правда, в основном только у крупнейших компаний — на 4,2%, до 300 000 т в убойном весе в первом полугодии, отмечает генеральный директор Emeat Любовь Савкина. А вот в целом по отрасли рост незначительный — всего на 0,7%, до 629 000 т за аналогичные период.

О стагнации в отрасли говорит и глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. По его словам, в молочном скотоводстве, которое обеспечивает 80% всей выпускаемой в стране говядины, наблюдается полноценный спад. Его компенсирует рост мясного скота — еще 10 лет назад на него приходилось всего 2% производства говядины. Но существенного роста производства говядины ждать не следует. «Большие объемы мяса могут появляться на рынке, когда забивают молочных коров из-за болезней или банкротства, но только на краткосрочный период, роста поголовья крупного рогатого скота для стабильного наращивания производства мяса говядины нет», — говорит генеральный директор Национального союза производителей говядины Роман Костюк. На данный момент прогноз по производству говядины в стране негативный, ожидается некоторое снижение. В 2022 году выпущено 1,64 млн т при потреблении в 1,89 млн т, добавляет Костюк.

Параллельно растут цены. Согласно данным Росстата, с января 2022 года по июнь 2023-го цена на бескостную говядину поднялась на 15%, до 667,36 рубля за килограмм. Говядина на кости за этот же период подорожала на 17%, до 494,32 рубля за килограмм. По официальным данным, население страны может купить все меньше говядины: если в 2021 году доходы среднего россиянина позволяли приобрести 103,9 кг мяса с костями в месяц, то в 2022-м — уже только 97 кг, отмечает партнер консалтинговой  компании «НЭО Центр» Альбина Корягина. По данным «НЭО Центра», в 2021 году среднегодовая стоимость мяса составляла 387,7 рубля за кг, в прошлом — уже 466,8 рубля за кг (рост на 20,4%, что значительно выше средней продуктовой инфляции в России).

По данным личного мониторинга компании Emeat, в опте за год к 26 июня этого года стоимость полутуш увеличилась на 22%, до 352,8 рубля за килограмм, огузка — на 2%, до 467,4 рубля, а лопатки снизилась на 10%, до 407,3 рубля.

Почему стагнирует отрасль

Говядина никогда не была одним из самых доступных видов мяса, жесткая конкуренция с бройлером, свининой и индейкой, не уступающими по пользе и более доступными по цене, не позволяет надеяться на рост спроса, отмечает Сергей Юшин. Среднедушевое потребление говядины в стране довольно низкое, добавляет Любовь Савкина. По данным Национального рейтингового агентства, оно находится на уровне всего 9 кг на человека в год. «Для нас это мясо дорогое», — объясняет гендиректор Emeat. Москва и Московская область потребляют говядины гораздо больше, чем в среднем по России, поэтому именно здесь может окупиться строительство фермы.

Новые проекты периодически заявляются, но многие из них не выживают, отмечает Юшин. Окупаемость и выход на полную мощность может занять много лет — например, в Бурятии компания «Мясоопторг» заявила о начале строительства комплекса по выращиванию крупного рогатого скота с общей суммой инвестиций 4 млрд рублей и поголовьем 9000 скота мясной породы, знает Савкина, но достичь плановых показателей предприятие планирует не раньше 2033 года. 

Рентабельность выращивания крупного рогатого скота в прошлом году упала в два раза по сравнению с 2021 годом и составила всего 4%, говорит Юшин. Производство говядины — достаточно сложная отрасль, и мало кто может себе позволить и иметь маточное поголовье, и заниматься отелами, осеменением, и приобретать огромные площади под пастбища. «Спасибо энтузиастам-фермерам, которые еще занимаются производством, но на самом деле трудно представить, как в такой ситуации возможно развитие и рост мощностей», — добавляет эксперт.

Сейчас на рынке дефицит говядины в 18–20%, отмечает Роман Костюк, и он уже третий год подряд частично покрывается беспошлинным завозом бразильского мяса. По его словам, из-за рубежа стабильно импортируется 280 000–300 000 т в год, а Минэкономразвития уже согласовал беспошлинный завоз 100 000 т бразильской говядины в 2024-м. Тарифные льготы «позволят обеспечить стабильную ценовую ситуацию на рынке и поддержать переработчиков», сообщали в Минсельхозе. То есть на рынок допустили дешевое импортное мясо вместо защиты внутреннего производителя, делает вывод Юшин.

При этом в мире более 15 стран хотят приобретать российскую говядину, их список даже шире, чем у свинины: тот же Китай готов покупать две трети от туши в разделке, со многими государствами уже достигнуты договоренности, пройдена сертификация, отмечает Костюк: «У каждой страны свои предпочтения, во многих востребованы недорогие части, даже субпродукты». Премиальные же стейки — узкий рынок, из бычка в 600 кг при выходе мяса в 300 кг лишь 40 кг идут на популярные рибай, T-Bone, стриплойн и т.д. «Это скорее нишевый продукт», — считает эксперт.

Получается, что дорогая и среднего ценового сегмента качественная говядина едет из страны за рубеж, а россияне видят в магазинах замороженное латиноамериканское мясо, удивляется Костюк. При этом говядина, произведенная в России, оказывается дороже, чем бразильская. Например, лопатку говяжью бескостную из Бразилии в опте можно купить чуть дороже 300 рублей за кг (при средней цене, по данным Emeat, в 407,3 рубля за кг), незачищенную вырезку — за 600 рублей за кг (в среднем — 667,26 рубля за кг, свидетельствует Росстат).

Ввоз бразильской говядины без пошлин ставит под вопрос целесообразность наращивания мощностей уже действующих проектов. Даже «Брянская мясная компания» (принадлежит «Мираторгу») объявила об окончании процесса наращивания поголовья крупного рогатого скота, знает Костюк. Дело в том, что в Бразилии проекты по крупному рогатому скоту уже даже преодолели тот инвестиционный этап, на котором сейчас находятся отечественные предприятия. «Бразильцы давно окупили вложенные инвестиции и могут себе позволить продавать по всему миру мясо по низкой цене — буквально себестоимость плюс небольшая наценка. Наши же компании должны не только оставаться на плаву и обеспечивать текущую деятельность, но и возвращать дорогие кредиты», — рассказывает эксперт.

Прошлый год компании — лидеры по производству говядины в России завершили с чистыми убытками, писал «Интерфакс». Об этом свидетельствует отчетность «Заречного» (1,5 млрд рублей), «Оренбив»  (158 млн рублей) и «Брянской мясной компании» (795,3 млн рублей). «Это как раз и говорит о том, что они находятся на стадии возврата заемных средств. Приостанавливать деятельность они не планируют», — поясняет Костюк. Идеальный вариант производства — абсолютное отсутствие отходов, делится эксперт: так, у лидеров отрасли реализуется все, вплоть до шкур, хвостов и копыт. Но даже в этом случае финансовая нагрузка на предприятия близка к чрезмерной.

В июле прошли встречи с представителями Казахстана, сообщает источник Forbes в отрасли, запланированы срочные переговоры ветеринарных служб для оперативного решения всех вопросов по беспрепятственному обмену мясной продукцией, в том числе мясом крупного рогатого скота. «Это изменит мясную отрасль. Ввоз говядины из «дружественной» страны предпочтительнее, чем из Бразилии», — надеется собеседник издания.

Как можно поддержать отрасль

Сейчас государство ограниченно поддерживает отрасль. Так, с этого года действует возмещение части затрат на выращивание крупного рогатого скота и последующее производство продукции. На текущий год под эти цели предусмотрено 600 млн рублей. 

Попытки поменять модель работы отрасли есть. В Национальном союзе производителей говядины рассказали Forbes, что академики РАН намерены к сентябрю предложить правительству стратегию развития регионов, в рамках которой именно выращивание крупного рогатого скота станет толчком к развитию экономики сельской местности. В чем основная идея? По словам Романа Костюка, помощь государства должна оказываться только тем производителям, которые готовы выстраивать вокруг себя сеть фермеров, занимающихся выращиванием маточного поголовья. Так можно выстроить целую систему, когда крупные производители авансируют мелких и помогают им развиваться — деньги последние получают еще до начала цикла выращивания, а «рассчитываются» с партнером уже подросшими и откормленными животными.

Сам по себе крупный бизнес не заинтересован в затратах на развитие мелких хозяйств, это противоречит коммерческим целям акционеров таких компаний. «Тот же «Мираторг», занимающий 12–14% рынка говядины в России, создавал свое маточное поголовье, но еще два года назад заявил о том, что масштабировать направление маточных ферм слишком трудно и невыгодно», — говорит Костюк. Впрочем, у стратегии уже есть партнеры — авансированием фермеров и помощью им в процессе выращивания скота уже занимаются компании «Дамате» и «Мясооптторг», отмечает Костюк. 

Но более масштабной кооперации, по словам Евгения Юшина, мешают особенности национального характера. «Низкий уровень дисциплины не позволяет наладить систему. При наличии аванса возникает желание выращенного бычка отдать на сторону по более выгодной цене или вообще сказать, что животное погибло — судиться из-за каждого подобного случая у компаний просто не хватит сил и времени», — скептичен эксперт.

19.09.2024
В сентябре 2024 года Минсельхоз РФ разослал участникам молочного рынка проект ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве» с предложением обсудить документ и направить в адрес ведомства замечания. The DairyNews обратился за комментариями к экспертам отрасли – производителям молока и собственникам молочного КРС, чтобы узнать, насколько необходима саморегулируемая организация бизнесу и какие надежды он на нее возлагает.

Читать полностью