Доли онлайн и офлайн торговли в России сравнялись
В исследовании проанализированы обороты 30 тыс. компаний, представителей малого и среднего бизнеса по всей РФ, торгующих в рознице, на маркетплейсах или через интернет-магазин.
Доля онлайн продаж в январе 2021 года составляла 33% от всего ретейла, при этом обороты офлайн магазинов в два раза превышали онлайн обороты. К концу 2021 года доля торговли в интернете выросла до 40%.
"В ноябре 2022 года доли онлайн и офлайн ретейла практически сравнялись, обороты розничных точек превышали онлайн на 2-8%. В апреле 2023 года доли по-прежнему остаются на уровне 50%", - говорится в тексте исследования.
Обороты увеличиваются как у розницы, так и у онлайна. В 2022 году динамика объема выручки онлайн ретейла к 2021 году составила 32%, а офлайн розницы - 23,1%. По итогам года обороты интернет-торговли выросли на 21%, а розничной - на 8%. Таким образом, на растущем рынке онлайн торговля замедляет темпы роста розницы, перетягивая часть покупателей на себя, отмечают эксперты сервиса "МойСклад".
Офлайн магазинов не становится меньше - наоборот, их количество растет. Если в марте 2021 года на одну компанию (малый и средний бизнес, без учета федеральных сетей) в среднем приходилось 1,48 торговой точки, то в марте 2022 года - 1,51, а в марте 2023 года - 1,56.
10 регионов, в которых доля торговых точек традиционно высока в целом по стране, в 2022 году выглядела так: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Свердловская область, Краснодарский край, Новосибирская область, Челябинский край, Ставропольский край, Самарская область.
Как отмечает главный исполнительный директор облачного сервиса "МойСклад" Аскар Рахимбердиев, продавцы в интернете, а в особенности маркетплейсы, стали основными выгодоприобретателями в ситуации, когда с рынка ушли ряд западных компаний, также маркетплейсы остаются основными драйверами роста в онлайн ретейле. Онлайн торговля постепенно наращивает свою долю, сокращается средний чек, но при этом увеличивается частота покупок. Это связано в первую очередь с развитием очень быстрой и бесплатной доставки, с ростом количества пунктов выдачи заказов.