Тема недели
Деньги из тумбочки. Откуда молочникам брать инвестиции на развитие
Источник: dairynews.ru
Стартовавшее этой весной снижение цен на сырое молоко продолжается. Как уже говорили участники рынка, такая ситуация сокращает возможности производителей молока инвестировать в свое развитие. The DairyNews спросил участников рынка, откуда они будут брать средства для расширения и реализации новых проектов.

Представители отрасли напоминают, что производство молока – наиболее емкий в части финансов сектор АПК, а окупаемость в нем самая длинная. «Она составляет не менее 15 лет», - отмечает президент ГК «Кабош» Дмитрий Матвеев.
«Порог входа в отрасль очень высокий, поэтому компаний, которые за последние годы инвестировали в молочное животноводство, намного меньше, чем инвесторов, например, в свиноводство или птицеводство», - комментирует он.
«Откуда брать деньги? Как в старом анекдоте, из тумбочки. Правда, сначала нужно, чтобы кто-то их в тумбочку положил», - комментирует Сергей Блюма, генеральный директор ООО «Агромилк», издатель The DairyNews.
По его словам, недофинансирование в отрасли сейчас огромное, предприятия могут рассчитывать только на собственные средства, отложенные в те времена, когда себестоимость молока была не такой высокой, как сейчас. Инвестиционная активность в отрасли под угрозой, уверен Сергей Блюма.
С ним согласен Алексей Павлов, генеральный директор АО «Племзавод «Первомайский».
«В принципе сейчас для производителей молока основной источник финансирования – это внутренние резервы компаний», - отмечает он. «Тут все в ближайшее время будет зависеть от цен на корма и их составляющие, в частности, зерновые. Но в целом можно констатировать, что эти самые внутренние резервы фактически исчерпаны», - констатирует Алексей Павлов.
При этом никто из производителей молока не говорит о том, что в ближайшее время готов пойти за кредитами, даже субсидированными, в банк, потому что льготная ставка сейчас для компаний слишком высока.
Что касается переработчиков молока, то они говорят о тех же источниках инвестиций в производство. «На самом деле у предприятий собственные средства для развития. Но их, пожалуй, лучше хранить на депозите, потому что сейчас непонятно, во что инвестировать», - рассуждает Георгий Житмарев. По его словам, выводить на рынок новые продукты нет большого смысла, поскольку продажи молочной продукции сейчас не растут и даже снижаются.
У производителей и переработчиков остается еще один, возможно, не такой очевидный, механизм привлечения средств – инвесторы. «Последнее время мы видим, что в сельское хозяйство региона, в частности, Ленинградской области, приходят либо непрофильные инвесторы, либо компании из сферы АПК, но из других регионов», - отмечают представители ГК «Галактика».
У компаний, которые работают в АПК, в том числе в молочном секторе также есть возможность привлечь средства за счет выхода на фондовый рынок. Однако перспективы в этом направлении есть только у крупных игроков, считает медиа-аналитик телеграм-канала Bonus Fabula Дмитрий Кумановский.
«Любой выход на биржу - это риск и для компании, и для инвестора. Прежде чем появится доверие инвесторов, нужно убедиться в реализуемости стратегии собственника бизнеса. В такой ситуации лучше привлечь не акционерный капитал на IPO, а выйти на рынок публичного долга, продав облигации. Но надо понимать, что ликвидными могут быть только выпуски на 0,5-1 млрд. рублей, такая сумма доступна не всем компаниям», - поясняет Дмитрий Кумановский.
«Порог входа в отрасль очень высокий, поэтому компаний, которые за последние годы инвестировали в молочное животноводство, намного меньше, чем инвесторов, например, в свиноводство или птицеводство», - комментирует он.
«Откуда брать деньги? Как в старом анекдоте, из тумбочки. Правда, сначала нужно, чтобы кто-то их в тумбочку положил», - комментирует Сергей Блюма, генеральный директор ООО «Агромилк», издатель The DairyNews.
По его словам, недофинансирование в отрасли сейчас огромное, предприятия могут рассчитывать только на собственные средства, отложенные в те времена, когда себестоимость молока была не такой высокой, как сейчас. Инвестиционная активность в отрасли под угрозой, уверен Сергей Блюма.
С ним согласен Алексей Павлов, генеральный директор АО «Племзавод «Первомайский».
«В принципе сейчас для производителей молока основной источник финансирования – это внутренние резервы компаний», - отмечает он. «Тут все в ближайшее время будет зависеть от цен на корма и их составляющие, в частности, зерновые. Но в целом можно констатировать, что эти самые внутренние резервы фактически исчерпаны», - констатирует Алексей Павлов.
При этом никто из производителей молока не говорит о том, что в ближайшее время готов пойти за кредитами, даже субсидированными, в банк, потому что льготная ставка сейчас для компаний слишком высока.
Что касается переработчиков молока, то они говорят о тех же источниках инвестиций в производство. «На самом деле у предприятий собственные средства для развития. Но их, пожалуй, лучше хранить на депозите, потому что сейчас непонятно, во что инвестировать», - рассуждает Георгий Житмарев. По его словам, выводить на рынок новые продукты нет большого смысла, поскольку продажи молочной продукции сейчас не растут и даже снижаются.
У производителей и переработчиков остается еще один, возможно, не такой очевидный, механизм привлечения средств – инвесторы. «Последнее время мы видим, что в сельское хозяйство региона, в частности, Ленинградской области, приходят либо непрофильные инвесторы, либо компании из сферы АПК, но из других регионов», - отмечают представители ГК «Галактика».
У компаний, которые работают в АПК, в том числе в молочном секторе также есть возможность привлечь средства за счет выхода на фондовый рынок. Однако перспективы в этом направлении есть только у крупных игроков, считает медиа-аналитик телеграм-канала Bonus Fabula Дмитрий Кумановский.
«Любой выход на биржу - это риск и для компании, и для инвестора. Прежде чем появится доверие инвесторов, нужно убедиться в реализуемости стратегии собственника бизнеса. В такой ситуации лучше привлечь не акционерный капитал на IPO, а выйти на рынок публичного долга, продав облигации. Но надо понимать, что ликвидными могут быть только выпуски на 0,5-1 млрд. рублей, такая сумма доступна не всем компаниям», - поясняет Дмитрий Кумановский.
Популярные темы
16.05.2025
На фоне победных рапортов об успехах в АПК и импортозамещении все чаще стали появляться публикации о кризисе в молочной отрасли, из которой «вынули» деньги, оставив без средств на развитие. The DairyNews.ru обратился к профессиональному сообществу, чтобы из первых рук узнать, как выживают производители и переработчики молока, есть ли у них средства на инвестиции, на что вообще молочники рассчитывают. Подробный анализ ситуации в материале издания.
Читать полностью
Цитаты дня

Комментарии экспертов: