Горячая тема
«Дефицита не ожидаем. Но важно, чтобы не ушли другие». Что говорят участники рынка об уходе из России компании Chr. Hansen
Как ранее сообщило издание, датская бионаучная компания Chr. Hansen, которая разрабатывает решения на основе натуральных ингредиентов для пищевой, фармацевтической и сельскохозяйственной промышленности, объявила об уходе из России и прекращении поставок заквасок на отечественный рынок до конца года.
По оценкам экспертов, в страну ввозится до 80% заквасок для производства кисломолочных продуктов. Причем доля Chr. Hansen на отечественном рынке достигает 45%. Еще 35% приходится на компанию Danisco, 5-10% обеспечивает ФГУП «Экспериментальная биофабрика» в Угличе.
В официальном пресс-релизе Минсельхоза РФ сообщается:
«У молочных предприятий сформированы достаточные запасы необходимого сырья для производства, в том числе бактериальных заквасок. При этом данная продукция продолжает бесперебойно поступать в Россию, сложностей с поставками не наблюдается. Нехватка кисломолочной продукции на внутреннем рынке исключена».
Минсельхоз РФ подчеркивает, что стимулирует внутреннее производство различных пищевых ингредиентов, включая закваски.
«Сейчас в России реализуется два инвестпроекта по созданию таких производств. Это биофабрики в Ярославской и Московской областях, строительство которых планируется завершить в 2025 году", – уточняет ведомство.
Председатель совета директоров ГК «Агранта» Сергей Бачин в комментарии The DairyNews выразил уверенность, что Минсельхоз держит ситуацию под контролем, и в случае необходимости использует разные инструменты поддержки рынка. «Мы тоже предвидели возможность такого развития событий, и еще в 2022 году в рамках Петербургского международного экономического форума было подписано соглашение о создании в городе Углич Ярославской области высокотехнологичного предприятия по производству бактериальных заквасок и концентратов для пищевой промышленности», — сообщил бизнесмен.
Сергей Бачин убежден, что ситуация неопределенности будет длиться лишь несколько месяцев, поэтому причин для паники нет. «Можно посоветовать заводам закупить закваски впрок, чтобы устойчиво работать в течение этого периода, а далее мы сможем обеспечить рынок собственными заквасками», — заверил он. Он также напомнил, помимо возможностей Угличской биофабрики, есть и небольшие фабрики по производству заквасок в регионах.
Об отсутствии в настоящее время дефицита заквасок заявил также генеральный директор Союзмолоко Артем Белов: «Эта категория не попала под санкции, а международные партнеры продолжают выполнять свои обязательства. Компания Chr. Hansen сохранит до конца года все поставки, и говорить о возникновении дефицита кисломолочных продуктов нет никаких оснований».
«Хансен пока не ушел, будет выполнять контракты до конца года», — напоминает председатель совета директоров Еланского и Семикаракорского сыродельных комбинатов Андрей Дахнович. По его словам, на рынке есть достаточное количество компаний, производящих аналогичную продукцию, так что опасности для рынка уход Chr. Hansen не представляет. «Но если его примеру последуют его нынешние конкуренты, тогда будут потрясения. Без европейских заквасок переработка молока будет отброшена назад на приличный период», — предупреждает эксперт.
Никаких проблем с отсутствием датских заквасок на российском рынке не видит и генеральный директор Пятигорского молочного завода Константин Сухарев: «Производители молочной продукции постепенно перейдут на другие. Ничего страшного в этом я не вижу. Такого, что с полок магазинов исчезнет доступная молочная продукция – сыр, творог, ряженка, йогурты и прочее, разумеется, не произойдет. Уход Chr. Hansen не отразится не только на ассортименте кисломолочной продукции, но и на ценах».
Генеральный директор ООО «УК «Агрохолдинг Белозорие» Владимир Михайлов в комментарии The DairyNews также подчеркнул, уход компании Chr. Hansen для предприятия не критичен: «Мы готовы к изменениям и предпринимаем шаги для минимизации любых негативных последствий. Мы использовали закваски этой компании, но уже начали искать альтернативные варианты из-за высокой стоимости продукции Chr. Hansen. Замену для одной из используемых заквасок уже нашли, и она дешевле».
Генеральный директора АО «Павловский молочный завод» Юлия Сергеенкова добавляет: «На отечественном рынке остаются итальянские компании, производящие закваски, другие европейцы. Таким образом, альтернатива Chr. Hansen на самом деле есть. Поэтому какого-то дефицита, ажиотажа или вздутия цен на заквасочные культуры я и мои коллеги-переработчики абсолютно точно не ожидаем. Думаю, что такого не произойдет».
Начальник отдела коммуникаций АО «Золотые луга» Елена Крук уточнила, что на предприятии сформированы достаточные запасы необходимого сырья для производства, в том числе заквасок. Помимо компании Chr. Hansen, молзавод работает и с другими поставщиками, как с зарубежными, так и с российскими.
«Помимо заквасок Chr. Hansen, на рынке представлена продукция и других компаний, поэтому никакой катастрофы точно не будет. Важно, чтобы из России не ушли другие поставщики заквасок», – подчеркнул руководитель молокоперерабатывающего завода (анонимно).
Коммерческий директор Пискаревского молочного завода Георгий Житмарев отметил, что переработчики молока смогут найти замену закваскам Chr. Hansen или будут приобретать продукцию именно этой компании в рамках параллельного импорта.
С ним согласен управляющий партнер стратегического бюро «Лучшие практики» Юрий Власенко: «Не думаю, что уход компании заметно скажется на ценах на конечную продукцию, поскольку доля заквасок в себестоимости молочной продукции занимает всего несколько процентов».
В тоже время эксперт выделил еще два важных момента. Первый – когда число поставщиков сократится, это даст им больше возможности диктовать свои условия при формировании цен на свою продукцию. Второй – Chr. Hansen был законодателем мод на рынке заквасок, компания поставляла в Россию свои новейшие разработки.
«А сейчас это прекратится. То есть, по сути, Chr. Hansen уводит из России мозги и ноу-хау. Примерно так, как это сделала Danone», – резюмирует Юрий Власенко.
При это не все участники рынка оптимистично смотрят в будущее в связи с уходом датской компании. Руководитель одного из молкомбинатов на условиях анонимности сообщил The DairyNews: «В теории, конечно, можно заменить продукцию Chr. Hansen на Danisсo. Но все равно запасного готового решения проблемы нет».
В комментарии СМИ генеральный директор компании «Молвест» (бренд «Вкуснотеево») Анатолий Лосев подчеркнул, что после ухода Chr. Hansen придется срочно договариваться с новыми поставщиками. «Неизвестно, готовы ли они будут удовлетворить спрос. И не все закваски можно заменить. Поэтому, возможно, придется сократить ассортимент выпускаемой продукции», – уверен эксперт.
«Свято место пусто не бывает»
Константин Сухарев рассказал изданию, что Пятигорский молочный завод уже давно начал работать с альтернативными поставщиками заквасок – турецкими, болгарскими и другими, поскольку было понятно – со временем часть известных мировых компаний уйдет с российского рынка.
«Конечно, закваски Chr. Hansen очень высокого качества, но жизнь на этом не остановится: свято место пусто не бывает. Насколько мне известно, в Россию поставляют индийские, китайские, азиатские закваски. Вообще закваски в себестоимости продуктов занимают немного, это копейки. Закваски от датской компании были самые дорогие», – подчеркнул эксперт.
«На сегодняшний день существует огромный выбор поставщиков заквасок, таких как Danisco (Франция и Германия), Оптима (Белоруссия), MIR ITALIA (Италия), Fermentina (Италия). Их продукция ни в чем не уступает по качеству Chr. Hansen, кроме того, она оптимальнее по цене. Поэтому мы успешно работаем с этими поставщиками», – сообщил генеральный директор ООО «Уфагормолзавод» Ильдар Файзуллин.
Как подчеркнул Владимир Михайлов, на рынке много альтернативных предложений от российских, турецких, индийских и китайских производителей.
«Мы активно ищем и находим замену закваскам Chr. Hansen. Думаю, что уход этой компании не окажет значительного влияния на наш ассортимент. Закваски Chr. Hansen были дорогими, но их доля в себестоимости продукции мала. Мы не ожидаем значительных изменений в ценах на нашу продукцию», – уточнил Владимир Михайлов.
В своем комментарии Юлия Сергеенкова отметила, что альтернатива продукции Chr.Hansen на самом деле есть: «Рынок не терпит пустоты: после ухода одного производителя всегда появляется другой. Сейчас активно ездят по России и предлагают свои заквасочные культуры турки. В последние годы им удалось значительно повысить качество выпускаемой продукции. Более того, на отечественном рынке остаются итальянские компании, производящие закваски, другие европейцы».
«На работу нашей компании, ассортимент и цены уход с рынка Chr.Hansen никак не повлияет», – добавила Елена Крук.
Комментируя ситуацию, Юрий Власенко подчеркнул: «Конечно, уход такого важного стратегического игрока, как Chr. Hansen, повлияет на рынок, но все же не фатально. Все-таки весь объем заквасок и другой выпадающей продукции можно будет заменить на других поставщиков. На рынке представлена продукция не только европейских компаний. Однако проблема в том, как долго будет идти замена поставщиков. И смогут ли оставшиеся производители давать необходимый российским компаниям объем продукции, ведь мощности у них ограничены».
По мнению Константина Сухарева, уход Chr. Hansen сыграет положительную роль, так как в России откроется огромная ниша для производства отечественных заквасок.
Сергей Бачин в комментарии The DairyNews сообщил, что строительство Угличской биофабрики будет завершено уже в 2025 году, а к концу 2025 года она начнет производить отечественные закваски. «Предполагаемая мощность нашего производства – 160 тонн бактериальных концентратов в год. Наша Угличская биофабрика на первом этапе покроет 30% и более потребности рынка в заквасках, а далее мы планируем второй производственный этап, и рассчитываем закрыть до 50% рынка», — поделился планами Сергей Бачин.
«У нас нет проблем с заквасками, поскольку мы перешли на российскую продукцию давно, начали эту работу ещё в 2014 году. Качество заквасок нас вполне устраивает. Поэтому, думаю, другие переработчики молока тоже смогут найти замену», – уверен Георгий Житмарев.
Однако один из участников рынка на условиях анонимности сообщил The DairyNews о возможных проблемах с переходом на другие закваски: «Мы используем именно эти закваски Chr. Hansen и в сметане, и в ряженке, и в кефире, и в йогурте. Переход на других поставщиков – это большая работа. Мы подбирали другие закваски, и тут помимо коммерческих условий важны удобство для технологов и вкус конечного продукта».
Почувствует ли подмену покупатель?
По словам Ильдара Файзуллина, закваски Chr. Hansen занимают около 15% от общего объема потребления заквасок на ООО «Уфагормолзавод», они используются при производстве творога.
«На мой взгляд, уход с рынка Chr. Hansen не отразится на деятельности нашего предприятия: качество выпускаемой продукции останется стабильным!», – сообщил эксперт.
Юлия Сергеенкова обратила внимание на то, что покупатели привыкают к определенному вкусу продукта, его органолептике. На это влияют качество сырья и заквасочные культуры. При смене одних качественных заквасок на другие, тоже качественные, возможно, что органолептика каких-то продуктов изменится. Покупатель заметит это в моменте, но после четвертой-пятой покупки привыкнет к новому вкусу продукта.
«Если производитель захочет сэкономить и будет покупать более дешевые закваски, то это однозначно отразится не только на органолептике, но и на качестве кисломолочной продукции», – подчеркнула Юлия Сергеенкова.
При смене поставщиков закваски, как считает Юрий Власенко, возможно, некоторое снижение качества молочной продукции на ряде предприятий. Поскольку специалистам нужно будет перестраиваться на работу с другими заквасками, то для этого потребуется время.
«Что касается российского сегмента, то несколько компаний производят закваски, но объемы выпуска невелики, а качество оставляет желать лучшего», – анонимно сообщил руководителя молокоперерабатывающего завода.
Другой его коллега – руководитель одного из предприятий (анонимно), где выпускается кисломолочная продукция именно с заквасками Chr. Hansen, напомнил, что бывают ситуации и похуже: «Я бы сказал, что нынешняя ситуация – это «ужас», а не «ужас-ужас», как было с упаковкой».
Комментарии экспертов: