Чего хочет потребитель?
Во всем мире в связи с пандемией усилился тренд на здоровое питание.
Подобная тенденция наблюдается и в России. Наш потребитель, уделяя больше внимания своему здоровью, стремится приобретать продукты для «правильного питания». В связи с этим увеличивается спрос на популярные среди молодежи био-йогурты, молочные напитки из растительных ингредиентов, а также специальные «диетические» кефиры.
На формирование подобных трендов влияет несколько факторов. Сложившаяся ситуация в мире заставляет и покупателей и потребителей уделять больше внимания полезным для здоровья ингредиентам. Многие покупатели верят, что поддержать общее состояние организма можно с помощью качественных и правильных продуктов. То есть общая причина потребления подобных товаров связана, в первую очередь, с курсом на здоровье. В этом году такая картина сложилась из-за пандемии, но традиционно это можно наблюдать и в период наступления холодов, так как, например, зимой покупатели тоже хотят укреплять свой иммунитет.
Вторая причина изменения спроса на рынке потребления связана с модой. Это в большей степени отражается на категории молодых покупателей. Яркая упаковка, необычный вкус, а самое главное массовость потребления среди “таких же как мы” - вот причина выбора данной категорией нетрадиционных молочных продуктов: био-йогуртов, молочных напитков с различными вкусовыми добавками и др.
С другой стороны традиционно востребованные молоко, сметана и сливочное масло не теряют своей популярности во многом благодаря тому, что их можно использовать в качестве ингредиентов для приготовления блюд различных категорий. Многие потребители применяют их для приготовления как обедов, так и десертов.
- Поскольку никто пока не может предположить сроки продления и окончания пандемии, влияющей сейчас на все аспекты жизни человека и не только в России, продукты традиционной направленности или, как еще иногда говорят, «еда», будут более востребованы у потребителей, нежели продукты современной категории, - отмечает директор ООО «Волга Индустрия» Юрий Гаков.
Из-за отличающейся экономической ситуации в регионах, в разных частях России картина потребления молочной продукции иногда видоизменяется.
- Судя по ситуации в магазинах Татарстана, все больше растут и будут расти продажи социальных товаров - доступных традиционных продуктов (молока, сметаны) в ПЭТ-упаковке с невысоким процентом жирности. И в ближайшее время ничего в этом плане не изменится: люди не богатеют, зарплаты не поднимаются, экономическая ситуация в стране не становится стабильнее. Насколько знаю, в Татарстане и Башкирии растут продажи йогуртов. Но и тут наиболее востребованы недорогие продукты. Производители вынуждены все больше задумываться об удешевлении своей продукции, например, за счет использования недорогой упаковки. Премиальный сегмент, по моему мнению, продолжит падать, - заявил директор Нижнекамского молочного комбината Эдуард Скобей.
Алексей Сарафинос, исполнительный директор ЗАО «Переяславский молочный завод» отмечает, что сегодня в Хабаровском крае не наблюдается снижения потребления какой-либо группы молочной продукции. В связи с наступлением сезона более активных продаж и потребления молочной продукции, увеличивается и спрос, хотя в этом году, он ниже, чем в прошлом.
При этом в Хабаровском крае востребованы не только традиционные продукты, например, молоко с жирностью 3,2%, но и современная йогуртно–десертная группа с низким содержания жира (0,5 – 1%) и отсутствием дополнительного сахара, который, помимо того,находится в фруктово-ягодных наполнителях.
Эксперты отмечают, что отсутствие роста заболевших COVID-19 и, соответственно, снятие всех ограничений в сфере товаров и услуг – это факторы, напрямую влияющие на потребление продуктов питания, в том числе, и молочного рынка. Если ситуация будет ухудшаться, населению либо негде будет заработать деньги для покупки продовольствия, либо придется значительно уменьшить наполнение своих продуктовых корзин.
- Опыт работы заводов Ассоциации «Дамол» в разных регионах России свидетельствует не столько о сокращении потребления традиционной группы молочной продукции – он вполне стабилен – сколько об интересе потребителей, особенно молодежи, к новым продуктам и вкусам. Мы видим интерес наиболее продвинутой части потребителей – тех, кто ведет здоровый образ жизни, следит за качеством пищи – к функциональным продуктам, призванным решить те или иные проблемы в организме человека – повысить тонус, снизить вес, укрепить иммунитет. В центральной части России этот интерес выше, чем на Дальнем Востоке или в Сибири. Но он есть и постепенно набирает обороты. Наши предприятия с удовольствием реагируют на эти потребительские запросы, расширяя свои линейки продукции такими новинками, экспериментируя с технологиями, рецептами, вкусами, - заявила PR-менеджер АМП «Дамол» Лилия Абдуллина.
Она отметила, что,расположенный в Тольятти завод «Волга Индустрия», помимо традиционной молочки, выпускает био-йогурты и био-кефиры для бренда «Биактив».
- Говоря о традиционной молочной продукции, нельзя не отметить, что она меняется: те же обычные кефиры и ряженки сегодня интересны только очень консервативно настроенным покупателям. Молодежи нужны новые, нестандартные решения. Поэтому Пестравский маслозавод в этом году начал делать фруктово-ягодные кефиры и ряженки, а также разнообразил ассортимент творогов с фруктово-ягодными наполнителями, - считают в АМП «Дамол».
При этом эксперты утверждают, что каждая категория молочных продуктов имеет свою сезонность. Осенью традиционно вырастает спрос на сливочное масло и сыры, так как покупатели начинают готовиться к новогодним праздникам.
- В ближайшее время увеличится спрос на полутвердые сорта сыра. На цельномолочную группу спрос не сократится, так как у всех есть дети, которых даже в новогодние праздники надо кормить свежей кашей и творогом, - заявила заместитель директора по производству и коммерческой деятельности ТнВ «Сыр Стародубский» Наталья Мокроусова.
Представители молочной отрасли отмечают, что уровень доходов потребителей – фактор, в первую очередь, влияющий на покупательскую способность населения.
Так, если в прошлом году только половина молодого поколения потребителей жаловалась на нехватку денег на товары длительного пользования, то уже сейчас об этом сообщают 64% пользователей данной категории.
По данным опроса Росстата об уровне оценки домохозяйствами своего финансового состояния за второй квартал текущего года, ⅔ молодых семей России могут себе позволить траты только на еду и одежду. В тот же период 2019 года почти 50% этой категории заявляли о том, что могут обеспечить все свои потребности.
Хуже них чувствуют себя неработающие пенсионеры, 62,4% из которых заявляют, что могут тратить деньги только на еду и одежду. В прошлом году об этом сообщали 58,8%.
При этом немного улучшилось финансовое положение многодетных семей. В этом году о неспособности приобрести что-то кроме еды и одежды заявляли на 10% больше, чем в этом. Сейчас показатели составляют 50,5%.
-В 46 российских регионах более половины семей не обладают средствами для покупки товаров длительного пользования. Больше всего таких домохозяйств на Алтае (75,9%), в Курганской (73,7%), Астраханской (73%), Ульяновской (72,8%) и Псковской (71,3%) областях. Наиболее финансово благополучно чувствуют себя семьи в Ямало-Ненецком автономном округе, в Саратовской области, в Ингушетии, в Ханты-Мансийском автономном округе и в Архангельской области, - сообщает The DairyNews со ссылкой на РБК.
Эксперты молочной отрасли подтверждают, что покупательская способность снижается.
- Сейчас из-за пандемии люди во всем мире стали меньше ходить по кафе и ресторанам, больше готовить дома. Но продукты при этом чаще всего приобретаются, как показывают многочисленные исследования потребительского спроса, с акционными ценниками. При выборе продовольственных товаров все чаще определяющей составляющей становится цена- заявила PR-менеджер АМП «Дамол» Лилия Абдуллина.
- Платежеспособность покупателей постоянно падает, доходы не растут. Люди психологически готовы экономить на товарах повседневного спроса, мы видим это по тенденциям в ритейле и акценту на развитие модели жестких дискаунтеров, - отметили в пресс-службе ГК «Лосево».
- На покупательскую способность будет влиять экономическая ситуация в целом, то есть общее благосостояние людей и их платежеспособность. Но наш сектор - это продукция, от которой люди менее всего отказываются в первую очередь. Потребители быстрее откажутся от колбасных изделий и деликатесов, а традиционные молочные продукты необходимы для жизнедеятельности организма, поэтому спрос на них навряд ли сократится, - считает заместитель директора по производству и коммерческой деятельности ТнВ «Сыр Стародубский» Наталья Мокроусова.
Что касается увеличения стоимости сырья, то, по словам экспертов, цены на него ежегодно растут, постоянно опережая инфляцию. На изменения влияют стоимость кормов и топлива, а также валютный курс. В этом году, в связи с влиянием пандемии на экономику, зафиксирован рост больше обычного.
В пресс-службе ГК «Лосево» добавили, что рано или поздно это отразится либо на полке, либо на качестве товаров. Некоторые производители удерживают цены за свой счет, другие - сразу повышают их, используя открытый или скрытый даунсайзинг.
- Это все при условии сохранения качества. Но, безусловно, в такой ситуации многим производителям проще начать экономить на сырье, заменяя сырое молоко сухим. Мы стараемся крайне редко поднимать цены, но у нас изначально высокая себестоимость, мы используем сырое молоко высшего качества, нам важно удерживать доступную для покупателя розничную цену и увеличивать объемы производства, что тоже позволяет снижать себестоимость за счет уменьшения накладных расходов. Нормальная общая практика – ежегодное небольшое увеличение цен, - подчеркнули в пресс-службе компании.
- Плюс-минус стоимость сырого молока увеличивается на всем рынке. В результате чего растет цена на конечную продукцию на полке. Так или иначе каждый производитель договаривается со своими торговыми сетями сбыта о принятии повышения цен. Я думаю, что цена на конечный продукт увеличится на 20-30%, - заявила Наталья Мокроусова.
Несмотря на экономические изменения в отрасли, производителям необходимо отмечать все колебания на рынке потребления, чтобы, улавливая новые тенденции спроса, создавать востребованные среди покупателей товары.