Dairy Stream
до трансляции
онлайн
Россия 18.11.2020

Чего хочет потребитель?

Источник: The DairyNews
EN RU
Спрос на молочную продукцию меняется во всем мире и Россия не исключение. Если еще десять-двадцать лет назад на изменение потребительских предпочтений уходили годы, то сегодня срок уменьшился до недель и даже дней. The DairyNews узнало у молочных компаний регионов - что выбирает потребитель в России.
Чего хочет потребитель?

Во всем мире в связи с пандемией усилился тренд на здоровое питание.

Подобная тенденция наблюдается и в России. Наш потребитель, уделяя больше внимания своему здоровью, стремится приобретать продукты для «правильного питания». В связи с этим увеличивается спрос на популярные среди молодежи био-йогурты, молочные напитки из растительных ингредиентов, а также специальные «диетические» кефиры.

На формирование подобных трендов влияет несколько факторов. Сложившаяся ситуация в мире заставляет и покупателей и потребителей уделять больше внимания полезным для здоровья ингредиентам. Многие покупатели верят, что поддержать общее состояние  организма можно с помощью качественных и правильных продуктов. То есть общая причина потребления подобных товаров связана, в первую очередь, с курсом на здоровье. В этом году такая картина сложилась из-за пандемии, но традиционно это можно наблюдать и в период наступления холодов, так как, например, зимой покупатели тоже хотят укреплять свой иммунитет. 

Вторая причина изменения спроса на рынке потребления связана с модой. Это в большей степени отражается на категории молодых покупателей. Яркая упаковка, необычный вкус, а самое главное массовость потребления среди “таких же как мы” - вот причина выбора данной категорией нетрадиционных молочных продуктов: био-йогуртов, молочных напитков с различными вкусовыми добавками и др. 

С другой стороны традиционно востребованные молоко, сметана и сливочное масло не теряют своей популярности во многом благодаря тому, что их можно использовать в качестве ингредиентов для приготовления блюд различных категорий. Многие потребители применяют их для приготовления как обедов, так и десертов.

- Поскольку никто пока не может предположить сроки продления и окончания пандемии, влияющей сейчас на все аспекты жизни человека и не только в России, продукты традиционной направленности или, как еще иногда говорят, «еда», будут более востребованы у потребителей, нежели продукты современной категории, - отмечает директор ООО «Волга Индустрия» Юрий Гаков.

Из-за отличающейся экономической ситуации в регионах, в разных частях России картина потребления молочной продукции иногда видоизменяется.

- Судя по ситуации в магазинах Татарстана, все больше растут и будут расти продажи социальных товаров - доступных традиционных продуктов (молока, сметаны) в ПЭТ-упаковке с невысоким процентом жирности. И в ближайшее время ничего в этом плане не изменится: люди не богатеют, зарплаты не поднимаются, экономическая ситуация в стране не становится стабильнее. Насколько знаю, в Татарстане и Башкирии растут продажи йогуртов. Но и тут наиболее востребованы недорогие продукты. Производители вынуждены все больше задумываться об удешевлении своей продукции, например, за счет использования недорогой упаковки. Премиальный сегмент, по моему мнению, продолжит падать, - заявил директор Нижнекамского молочного комбината Эдуард Скобей.

Алексей Сарафинос, исполнительный директор ЗАО «Переяславский молочный завод» отмечает, что сегодня в Хабаровском крае не наблюдается снижения потребления какой-либо группы молочной продукции. В связи с наступлением сезона более активных продаж и потребления молочной продукции, увеличивается и спрос, хотя в этом году, он ниже, чем в прошлом.

При этом в Хабаровском крае востребованы не только традиционные  продукты, например, молоко с жирностью 3,2%, но и современная йогуртно–десертная группа с низким содержания жира (0,5 – 1%) и отсутствием дополнительного сахара, который, помимо того,находится в фруктово-ягодных наполнителях.

Эксперты отмечают, что отсутствие роста заболевших COVID-19  и, соответственно, снятие всех ограничений в сфере товаров и услуг – это факторы, напрямую влияющие на потребление продуктов питания, в том числе, и молочного рынка. Если ситуация будет ухудшаться, населению либо негде будет заработать деньги для покупки продовольствия, либо придется значительно уменьшить наполнение своих продуктовых корзин.

- Опыт работы заводов Ассоциации «Дамол» в разных регионах России свидетельствует не столько о сокращении потребления традиционной группы молочной продукции – он вполне стабилен – сколько об интересе потребителей, особенно молодежи, к новым продуктам и вкусам. Мы видим интерес наиболее продвинутой части потребителей – тех, кто ведет здоровый образ жизни, следит за качеством пищи – к функциональным продуктам, призванным решить те или иные проблемы в организме человека – повысить тонус, снизить вес, укрепить иммунитет. В центральной части России этот интерес выше, чем на Дальнем Востоке или в Сибири. Но он есть и постепенно набирает обороты. Наши предприятия с удовольствием реагируют на эти потребительские запросы, расширяя свои линейки продукции такими новинками, экспериментируя с технологиями, рецептами, вкусами, - заявила PR-менеджер АМП «Дамол» Лилия Абдуллина.

Она отметила, что,расположенный в Тольятти завод «Волга Индустрия», помимо традиционной молочки, выпускает био-йогурты и био-кефиры для бренда «Биактив».

- Говоря о традиционной молочной продукции, нельзя не отметить, что она меняется: те же обычные кефиры и ряженки сегодня интересны только очень консервативно настроенным покупателям. Молодежи нужны новые, нестандартные решения. Поэтому Пестравский маслозавод в этом году начал делать фруктово-ягодные кефиры и ряженки, а также разнообразил ассортимент творогов с фруктово-ягодными наполнителями, - считают в АМП «Дамол».

При этом эксперты утверждают, что каждая  категория молочных продуктов имеет свою сезонность. Осенью традиционно вырастает спрос на сливочное масло и сыры, так как покупатели начинают готовиться к новогодним праздникам.

- В ближайшее время увеличится спрос на полутвердые сорта сыра. На цельномолочную группу спрос не сократится, так как у всех есть дети, которых даже в новогодние праздники надо кормить свежей кашей и творогом, - заявила заместитель директора по производству и коммерческой деятельности ТнВ «Сыр Стародубский» Наталья Мокроусова.

Представители молочной отрасли отмечают, что уровень доходов потребителей – фактор, в первую очередь, влияющий на покупательскую способность населения.

Так, если в прошлом году только половина молодого поколения потребителей жаловалась на нехватку денег на товары длительного пользования, то уже сейчас об этом сообщают 64% пользователей данной категории. 

По данным опроса Росстата об уровне оценки домохозяйствами своего финансового состояния за второй квартал текущего года, ⅔ молодых семей России могут себе позволить траты только на еду и одежду. В тот же период 2019 года почти 50% этой категории заявляли о том, что могут обеспечить все свои потребности. 

Хуже них чувствуют себя неработающие пенсионеры, 62,4% из которых заявляют, что могут тратить деньги только на еду и одежду. В прошлом году об этом сообщали 58,8%.

При этом немного улучшилось финансовое положение многодетных семей. В этом году о неспособности приобрести что-то кроме еды и одежды заявляли на 10% больше, чем в этом. Сейчас показатели составляют 50,5%. 

-В 46 российских регионах более половины семей не обладают средствами для покупки товаров длительного пользования. Больше всего таких домохозяйств на Алтае (75,9%), в Курганской (73,7%), Астраханской (73%), Ульяновской (72,8%) и Псковской (71,3%) областях. Наиболее финансово благополучно чувствуют себя семьи в Ямало-Ненецком автономном округе, в Саратовской области, в Ингушетии, в Ханты-Мансийском автономном округе и в Архангельской области, - сообщает The DairyNews со ссылкой на РБК.

Эксперты молочной отрасли подтверждают, что покупательская способность снижается. 

- Сейчас из-за пандемии люди во всем мире стали меньше ходить по кафе и ресторанам, больше готовить дома. Но продукты при этом чаще всего приобретаются, как показывают многочисленные исследования потребительского спроса, с акционными ценниками. При выборе продовольственных товаров все чаще определяющей составляющей становится цена- заявила PR-менеджер АМП «Дамол» Лилия Абдуллина.

- Платежеспособность покупателей постоянно падает, доходы не растут. Люди психологически готовы экономить на товарах повседневного спроса, мы видим это по тенденциям в ритейле и акценту на развитие модели жестких дискаунтеров, - отметили в  пресс-службе ГК «Лосево».

- На покупательскую способность будет влиять экономическая ситуация в целом, то есть общее благосостояние людей и их платежеспособность. Но наш сектор - это продукция, от которой люди менее всего отказываются в первую очередь. Потребители быстрее откажутся от колбасных изделий и деликатесов, а традиционные молочные продукты необходимы для жизнедеятельности организма, поэтому спрос на них навряд ли сократится, - считает заместитель директора по производству и коммерческой деятельности ТнВ «Сыр Стародубский» Наталья Мокроусова.

Что касается увеличения стоимости сырья, то, по словам экспертов, цены на него ежегодно растут, постоянно опережая инфляцию. На изменения влияют стоимость кормов и топлива, а также валютный курс. В этом году, в связи с влиянием пандемии на экономику, зафиксирован рост больше обычного.

В пресс-службе ГК «Лосево» добавили, что рано или поздно это отразится либо на полке, либо на качестве товаров. Некоторые производители удерживают цены за свой счет, другие - сразу повышают их, используя открытый или скрытый даунсайзинг.

- Это все при условии сохранения качества. Но, безусловно, в такой ситуации многим производителям проще начать экономить на сырье, заменяя сырое молоко сухим. Мы стараемся крайне редко поднимать цены, но у нас изначально высокая себестоимость, мы используем сырое молоко высшего качества, нам важно удерживать доступную для покупателя розничную цену и увеличивать объемы производства, что тоже позволяет снижать себестоимость за счет уменьшения накладных расходов. Нормальная общая практика – ежегодное небольшое увеличение цен, - подчеркнули в пресс-службе компании.

- Плюс-минус стоимость сырого молока увеличивается на всем рынке. В результате чего растет цена на конечную продукцию на полке. Так или иначе каждый производитель договаривается со своими торговыми сетями сбыта о принятии повышения цен. Я думаю, что цена на конечный продукт увеличится на 20-30%, - заявила Наталья Мокроусова.

Несмотря на экономические изменения в отрасли, производителям необходимо  отмечать все колебания на рынке потребления, чтобы, улавливая новые тенденции спроса, создавать востребованные среди покупателей товары.

28.12.2024
Накануне Нового года The DairyNews.ru собрал комментарии экспертов молочной отрасли, чтобы узнать профессиональное мнение о том, как производители и переработчики молока пережили очередной непростой год. Участники рынка расставили акценты на главных событиях, поделились успехами и достижениями, прогнозами на будущий год, отметили ведущие тренды и тенденции, по которым будет развиваться молочная отрасль России.
Читать полностью