Ценовые войны
Продовольственная ситуация в мире продолжает ухудшаться. Это связано не только с сокращением объемов пищевых продуктов, но и со всеобщей инфляцией. Эксперты констатируют, что в ближайшие годы рост цен на продукты питания может стать причиной серьезных международных конфликтов. В том случае, если эти прогнозы сбудутся, первыми под ударом окажутся страны Африки. Однако вскоре в такой же ситуации могут оказаться и более развитые страны.
Обсуждение угрозы, которую представляет для всего мира инфляция, происходило в Вашингтоне в рамках весенней встречи стран-членов Международного валютного фонда, сообщило РИА «Новости».
Как заявил глава МВФ Доминик Стросс-Канн, рост цен на продукты питания может стать главной причиной будущих конфликтов в мире. «Инфляция может повлечь ужасные последствия, особенно в Африке. Если мы хотим избежать этих последствий, мы должны воспринимать эти проблемы более серьезно», – подчеркнул он.
«В последнее время в беднейших странах резко выросли цены на продовольствие и энергоресурсы, – отмечается в коммюнике Международного комитета по финансам Совета директоров МВФ. – Для многих стран сдерживание роста инфляции является основной проблемой».
Финансовый комитет МВФ подчеркнул, что проводит встречу в условиях необычной неопределенности вокруг перспектив мировой экономики и финансовых рынков, а также призвал правительства стран следить за инфляцией в сложившейся ситуации финансового кризиса.
«За последние шесть месяцев усугубилась мировая финансовая нестабильность. Рост мировой экономики замедлился, а прогнозы роста на 2008–2009 годы стали неопределенными», – говорится в коммюнике. Несмотря на то, что ситуации в разных странах отличаются, следует принять универсальные для всех меры, считают авторы документа.
Также в ходе встречи акционеров Всемирного банка обсуждались основные стратегические направления действия банка в ближайшие несколько лет, проблемы климата и борьбы с бедностью.
Чуть ранее эти проблемы уже затрагивались на встрече министров финансов и глав центральных банков стран G7. В частности, представители «большой семерки» говорили
о мерах по выходу из финансового кризиса и стабилизации валютных курсов.
Об опасности глобального продовольственного кризиса сообщается уже не первый год. Но ощутимее всего она проявилась в конце 2006 года, когда администрация ООН по продовольствию и сельскому хозяйству объявила, что мировые цены на зерно и кукурузу достигли максимума за последние 10 лет.
Это было связано с неурожаем, из-за которого годовой объем мирового производства зерна составил 591,8 млн тонн (на 14 млн меньше, чем в 2005-м). Кроме того, ООН предупредила о возможном подорожании зерновых продуктов, а также молока и мяса. «Особенно тяжело придется бедным странам», – заявили специалисты, добавив также, что ничего хорошего не стоит ждать и странам-импортерам.
«Меня не удивит, если при дальнейшем росте цен в мире начнутся продовольственные бунты», – заявил тогда главный представитель ООН по сельскому хозяйству Жак Диуф. Также он подчеркнул, что индекс цен на продовольственные товары ежегодно растет, каждый раз достигая своего максимума с момента его появления в 1990 году.
Печальные прогнозы оправдались. В течение 2007 года стоимость продуктов увеличивалась во всем мире.
Эксперты объясняют рост цен несколькими факторами.
Во-первых, значительными темпами растет спрос на продукты питания со стороны таких крупных развивающихся стран, как Китай и Индия. Во-вторых, существенное влияние оказывает рекордное увеличение стоимости энергоресурсов.
В-третьих, дороговизна традиционных источников энергии и развитие современных технологий усиливают интерес мировых экономик к производству биотоплива, сырьем для которого выступают продовольственные ресурсы: кукуруза, рожь, сахар и пальмовое масло.
Вначале марта этого года тема возможного голода вновь была поднята в ООН. На этот раз – главой Всемирной продовольственной программы ООН Джозетт Ширан. Это было связано с тем, что к началу марта размеры накопленных в мире продуктовых резервов упали до самого низкого уровня за последние 30 лет. Имеющихся на складах продуктов хватило бы лишь на 53 дня мирового потребления, в то время как в начале прошлого года этот запас составлял 169 дней.