Горячая тема
Без роду и племени
Племенная база молочного скотоводства России: цифры
-
14 видов сельскохозяйственных животных, 2320 стад племенных сельскохозяйственных животных
-
Товарное маточное поголовье коров в России в 2018 года – 6 762 голов
-
Общая потребность в племмолодняке – 305,6 тыс голов
-
Импорт молодняка в молочном скотоводстве на 2018 год – 60 тыс голов, в 2017 – 59,4 тыс голов
-
Выделено на поддержку развития племенного животноводства в рамках «единой» субсидии в 2018 году – 12 млрд рублей
Поворот на запад
По словам директора Департамента животноводства и племенного дела Харона Амерханова, проблемы животноводства уходят корнями в начало девяностых годов прошлого века, тогда развитие АПК было не в приоритете и даже представители власти считали, что в сельское хозяйство не стоит инвестировать. Так как без господдержки развитие животноводства невозможно ни в одной стране мира, результатом такой политики стало сплошное истребление скота всех видов, особенно КРС и овец.
Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории экономики и организации животноводства ФГБНУ «Федеральный научный центр животноводства – ВИЖ имени академика Л.К.Эрнста» Алексей Тихомиров отмечает, что к стагнации отечественного животноводства привело также разрушение устойчивой системы комплектования маточных стад высокопродуктивным молодняком от репродуктора до товарной фермы. В итоге уровень селекционно-племенной работы резко снизился и российский племпродукт стал неконкурентоспособным внутри собственной страны. Так свои позиции на российском рынке укрепили зарубежные генетические ресурсы.
Как результат – российские аграрии потеряли веру в конкурентоспособность отечественного племматериала. Елена Колдаева, исполнительный директор Национального союза племенных организаций отмечает, что в России нет рынка племенной продукции – собственное племя получать невыгодно.
Между тем власть все более активно включается в работу отрасли, предлагая меры для повышения качества отечественного племпродукта: разрабатываются национальные проекты, госпрограммы для поддержки АПК, выделяются субсидии на быков-производителей, племенное маточное поголовье сельскохозяйственных животных.
Недавно в Подмосковье была открыта лаборатория геномной селекции.
Несмотря на это, есть мнение, что всего этого явно недостаточно и племпроизводство в России нуждается в глубокой модернизации.
Кто действует на российском рынке племенной продукции
Племенной материал поступает в Россию из мировые селекционных центров Западной Европы и Северной Америки. Импорт спермопродукции и эмбрионов обеспечивается за счет США и Канады, на которые приходится 67,5% и 25,3% от общего объема импортируемой в 2017 году спермопродукции, что выше чем в 2016 году США – 46,3% и Канады – 41,1%. Импорт племенного КРС обеспечивается за счет поставок из европейских стран: так, на долю поставок из Нидерландов в 2017 году приходилось 36,8%, Германии – 34,9%, Дании – 14,1% и Венгрии – 10,5%.
Зависимость от импорта по-прежнему сохраняется на высоком уровне. Осложняет ситуацию нестабильность на политической арене – ужесточение санкций со стороны США и Европы может привести к дефициту высококачественных племенных ресурсов и негативно сказаться на развитии молочной отрасли.
Нужно ли России собственное племпроизводство
Зоотехник компании ООО «РЦ» Плинор Анастасия Логачева убеждена, что ориентироваться на зарубежье в вопросах поставок племматериалов – большой риск.
– Собственное племенное производство – это вопрос национальной безопасности. Мы должны работать на внутренний рынок. Сейчас мы можем купить племматериал за границей, но это не будет длиться вечно – Запад может ужесточить санкции. Ориентироваться на зарубежье может быть просто опасно, – прокомментировала Логачева.
Елена Колдаева, исполнительный директор Национального союза племенных организаций, отмечает, что собственное племенное производство стране определенно нужно. Более того, оно существует, но нуждается в изменениях.
– Отечественным животноводам приходится закупать за рубежом семя голштинской породы, так как она не самовоспроизводится и ощущается постоянная нехватка ремонтного молодняка. Что касается отечественных пород, у нас даже избыток племенных животных, но их невозможно реализовать. Племенное животноводство – это не элитарный круг, оно существует для того, чтобы путем реализации племенного молодняка повышать качество, увеличивать продуктивность, – прокомментировала Колдаева.
Проблемы и риски
Недостаток специалистов
Воспроизводство конкурентоспособных пород выходит за рамки традиционной селекции и племенной работы – это наукоемкий процесс, который требует вложений и труда компетентных специалистов. Как считает Владислава Смагина, руководитель ООО «Инновации и технологии в животноводстве», мелкое рогатое хозяйство по-прежнему очень импортозависимо от зарубежной селекции и генетики.
– Есть большая проблема: мы пока вынуждены пользоваться селекцией из-за рубежа, но стараемся выращивать своих производителей. Нужно над этим работать, тратить время и силы. А самое главное, что специалистов в этой области очень мало, нужно создавать собственные кадры, – подчеркнула эксперт.
Монополизация рынка генетических услуг
Мировое пространство конкурентоспособного генетического материала представлено производствами ограниченного числа стран с развитым животноводством (Alta Genetics Inc., EVOLUTION International, GENOSERVICE Corp., a.s.). Их влияние на отечественном рынке достаточно ощутимо – так, семенем Alta в России ежегодно осеменяется более 300 000 коров. Сосредоточение племпроизводств в руках нескольких крупных заводов увеличивает зависимость от продуктов их производства.
Нет единой площадки для концентрации племпродукции
Как подчеркнула исполнительный директор Национального союза племенных организаций Елена Колдаева, в России отсутствует рынок племенной продукции как таковой. В других странах такая продукция собирается партиями и таким образом можно сразу купить большое поголовье. Хозяйству, которое хочет получить большую партию скота, приходится собирать материал из отдельных пунктов.
– Конечно, выгоднее поехать за границу и приобрести партию с единой площадки. Но этот вопрос очень надо решить – время от времени он возникает, но, к сожалению, пока энтузиастов нет, – подчеркнула Колдаева.
Отсутствие возможности поставлять продукцию на европейский рынок
Как заметил Сергей Холев, заместитель Генерального директора WWS Russia ООО (ЦентрПлем) по племенной работе, для любой страны важно иметь собственное племпроизводство, но и обмен генетикой между странами является важной составляющей развития.
– Закрывать собственное племя от других стран нельзя, потому что достижения в той или иной сфере всегда рождаются в одном месте и затем расходятся по всему миру. В нашей стране для развития племпроизводства необходимо начать с элементарных вещей: мечения, идентификации, методик оценки быков, создания единой общедоступной системы, – считает Сергей Холев.
Однако с поставками племенной продукции за пределы страны есть сложности. Действующий между Россией и Евросоюзом (ЕС) ветеринарный сертификат позволяет европейским компаниям поставлять семя в нашу страну. Однако на территорию ЕС по нему ввезти нельзя. Для возможности поставок необходимо пройти аттестацию специальной комиссии из Евросоюза.
– Уже полтора года мы добиваемся приезда этой комиссии, но пока нам отказывают под тем предлогом, что Россия неблагополучна по ряду инфекционных заболеваний. Территория Российской Федерации занимает 1/6 части суши планеты, вспышки инфекций периодически возникают в различных регионах, но местность, где располагается наше предприятие, полностью благополучна. Мы готовы экспортировать наш племенной материал, и в конкурентной борьбе мы, безусловно, не будем проигравшими. Видимо поэтому нас не хотят видеть на европейском рынке, – рассказал в интервью The DairyNews директор ОАО «Московское» по племенной работе» Иван Янчуков.
Взгляд в перспективу
В Департаменте животноводства и племенного дела наличие проблем в племпроизводстве признают, но настроены оптимистично. По словам директора департамента Харона Амерханова, отечественное животноводство движется в правильном направлении: для реализации племенного материала за пределы страны птицеводству потребуется не менее 10-15 лет, молочному скотоводству – около 10 лет, а возможно и меньше.
– Государство поддерживает аграриев – и самое главное, что люди поверили в поддержку. В дальнейшем соответствующие меры со стороны Правительства будут совершенствоваться, и товаропроизводители будут более ответственно относиться к используемым средствам из госбюджета, в том числе и регионального. Мы нацелены довести отечественное животноводство до уровня мирового, чтобы было не стыдно не только покупать, но и реализовывать племенной материал за пределы нашей страны, – отметил Амерханов.
Так или иначе, новый этап развития для отечественного животноводства может начаться уже в ближайшее время. Участникам отрасли предстоит объединить усилия и ресурсы научного сообщества для того, чтобы переход от текущей ситуации к системе нового уровня репродуктивных и геномных технологий в нашей стране состоялся как можно скорее.
Комментарии экспертов: