«Азбука Вкуса» продолжает наращивать долю онлайн-продаж, расширяет собственное производство и СТМ
«Азбука вкуса» продолжает фиксировать высокий спрос на товары для осознанного образа жизни и здорового питания. Москвичи и петербуржцы все больше предпочитают полезные перекусы традиционным сладостям и снекам, пробуют новое, экспериментируют с типами питания (кето, палео, продукты без сахара и глютена). Спрос на ЗОЖ-кулинарию вырос на 23%, на ЗОЖ-сладости — на 15%.
Запуск фермерской платформы в апреле 2021 года стимулировал приток локальных поставщиков фермерской и ремесленной продукции. Фермерская гастрономия показала рост +20%, фермерский хлеб — 30%.
В 2021 год ритейлер активно развивал онлайн-направление: весной была выпущена новая версия мобильного приложения, объединяющего доставку и программу лояльности, в июне было заключено стратегическое партнерство с Яндекс.Едой по быстрой доставке из магазина, услуга самовывоза (click&collect) была расширена на все столичные супермаркеты. Доля заказов через приложение в 2021 году выросла в среднем на 18,6 п.п. Прирост по количеству заказов через приложение составил 102%. На фоне высокой базы 2020 года «Азбука вкуса» нарастила долю онлайна до 8,8% от товарооборота (+3.2 п.п.). Суммарная месячная выручка доставки в декабре 2021 года впервые превысила 1 млрд рублей.
В сентябре 2021 года ритейлер запустил первый за 15 лет ребрендинг. Ребрендинг стал следствием перехода «Азбуки вкуса» от модели продуктового ритейлера к модели экосистемы питания с собственными фуд-технологиями и фуд-сервисами.
Первыми магазинами, в которых были реализованы связанные с ребрендингом изменения, стали флагманские супермаркеты сети в Москве (Арбат, 54) и в Санкт-Петербурге (Невский пр-т, 114-116), а также супермаркет в ТЦ Dream House. Полные реконструкции с ремонтом, обновлением оборудования, расширением зон кафетериев и т.д. в ближайшие 2 года пройдут в 20 магазинах, открытых в первые годы работы компании; в остальных магазинах будет проведена частичная реновация, затрагивающая улучшения пространства, сервиса и ассортимента.
Рост товарооборота обновленных магазинов сверх сезонного тренда составил +7.2%.
Как крупный производитель готовой еды и полуфабрикатов «Азбука вкуса» отмечает значительный рост спроса на эти категории продуктов. Москвичи и петербуржцы все меньше готовят сами и предпочитают покупать готовые и полуготовые блюда. Доля собственного производства в товарообороте выросла до 21.8% (+3.2 п.п.), категория «Готовая еда и кулинария» выросла почти на треть (+27.3%). Общий объем собственного производства за год составил 19 500 тонн.
Чтобы удовлетворять растущий спрос, «Азбука вкуса» постоянно расширяет объемы производства: в 2020 году была открыта новая площадка по производству выпечки, цех копчения и цех по приготовлению вок и суши, в 2021 году было значительно расширено кондитерское производство. В начале 2022 года планируется открытие новой площадки по производству замороженной продукции (пельмени, вареники, манты) и мясных полуфабрикатов.