Алексей Груздев: Крупнейшие молочные компании Беларуси сосредоточены на оптимизации ассортимента и модернизации
Эксперт отметил, что в рейтинге по итогам 2021 года много новых участников и много изменений, особенно во второй половине списка, где появились Несвижский завод детского питания, Калинковичский молочный комбинат, комбинат «Молочный гостинец».
Из-за сложностей с сырьем рейтинг покинула компания «Витебское молоко». Но, по словам эксперта, предприятие решает эту проблему и есть надежда, что оно снова вернется в перечень.
— В рейтинге больших изменений нет, что связано со структурой и особенностями белорусской молочной промышленности, со спецификой рынка сбыта, — добавил спикер. — Вместе с тем, отмечаю серьезную динамику у большинства игроков, за исключением тех, кто имеет серьезный портфель в категории цельномолочной продукции. Здесь играет большую роль ограниченность белорусского рынка, сроки годности готовой продукции. Объективно говоря, цельномолочной продукции в стране выпускается больше, чем это необходимо для внутреннего рынка в рамках логистической доступности. В России белорусская продукция с длительными сроками хранения имеет фантастическую географию, включая Дальний Восток.
Как подчеркнул Алексей Груздев, все заводы, включенные в рейтинг, работают на пределе своих мощностей. Поэтому сильно наращивать объемы продаж могут, прежде всего, только при реализации новых инвестиционных проектов. А они в последнее время в Беларуси пошли на спад. Основные инвестиции были сделаны в 2015-2018 годах. И сейчас заводы занимаются точечной модернизацией и оптимизацией ассортимента, в большей степени завязаны на объемы и качество входящего сырья. Это основной ограничитель для развития белорусской молочной промышленности, потому что рынки открыты, наблюдается «неплохая» ценовая конъюнктура на готовую продукцию и комфортные цены на сырье.
Эксперт выделил два наиболее растущих игрока белорусского молочного рынка. «Загрузился» на полную мощность после всех ограничений Глубокский МКК. Он «скакнул» вверх на 10 позиций, показав прирост выручки в долларах на 70% в год.
Туровский молочный комбинат демонстрирует прирост выручки в долларах больше чем на 30% в год. Завод на протяжении пяти последних лет растет такими темпами и не собирается останавливаться.
— Большую роль в показателях предприятий сыграли конъюнктура рынка, в том числе увеличение стоимости биржевых продуктов на мировом рынке, — подытожил Алексей Груздев. — Так, например, возглавляющие первые три позиции рейтинга компании «Савушкин продукт», «Слуцкий СК», «Бабушкина крынка» показывают десятизначные темпы роста. И это большой успех.