Наша отрасль нуждается в свежих кадрах, а для этого нужно поднимать личный бренд - Данияр Абитаев, ОХМК
Данияр, расскажите немного о вашей компании. Как давно предприятие существует на рынке?
— Само предприятие существует на рынке с 1967 года. В 2013 году мы приобрели его как владельцы и в 2015 году построили свой современный комплекс. Мой отец является владельцем, а я заместитель по животноводству, отвечаю именно за молочное производство. Стоит отметить, что только за прошлый год по показателям мы надоили 12 тыс. 860 кг молока на одну корову. Это в зачетном весе. Таким образом, на сегодняшний день на нашем предприятии мы имеем рентабельность 25%. И это с учетом падения цены на молоко, не считая средств государственной поддержки - с ней рентабельность еще выше.
А в чем секрет такого успеха вашего предприятия?
— Первое и главное – это предоставить корове все условия и, что не менее важно, скорее, даже более важно – предоставить людям все условия для труда, чтобы у них отношение к скоту было такое же, как к собственному скоту, который им приносит прибыль. У нас есть своя система мотивации и социальный пакет для сотрудников. Кроме того, мы создаем все условия для скота, то есть это удобное стойловое место, сбалансированный рацион, а также грамотно посчитанная экономика относительно тех вещей, на которых нельзя экономить. У нас есть четкое понимание того, на каких вещах желательно экономить, а на каких ни в коем случае не стоит этого делать. Такая классификация различных вещей, различных технологических процессов приводит к тому, что ферма выходит на хорошие экономические показатели.
Насколько нам известно, подробнее об этом вы хотите рассказать в своем выступлении на Молочной Олимпиаде?
— Да, мое выступление будет на тему «Эффективное управление фермой для достижения экономических показателей». Я поделюсь нашими методами и технологиями, которые мы применяем для того, чтобы ферма имела экономическую эффективность. Я обязательно расскажу все, на чем нужно обязательно экономить на ферме. Дополнительно приведу много примеров, что необходимо фермеру знать до того, как он начнет заниматься фермой, либо если у него уже существует ферма. Какую информацию нужно получить о своем регионе, о своем скоте, почве, климате. Это то, что нужно учитывать, но, к сожалению, об этом мало говорят. Будет много полезной информации именно для новичков и будущих фермеров. Всем желающим войти в эту индустрию, тем, кто хочет открыть свою ферму, будет полезно послушать мое выступление.
А какие свои конкурентные преимущества вы могли бы отметить на рынке? Относительно ваших конкурентов в Казахстане.
— Начнем с того, что конкуренции у нас на рынке молока нет, ее не существует, потому что молоко на сегодняшний день в Казахстане – это дефицитный продукт. Я бы сказал, что единственный конкурент есть у переработчика на полке. Конкурент – это привозящий продукт с каких-то северных стран, например, из России. Они являются нашими конкурентами, а в Казахстане мы ни с кем не конкурируем. Мы работаем просто в коллаборации с переработчиками. И наша задача — чтобы переработчик хотел купить нашу продукцию, для этого достаточно выдерживать стандарты качества. И все. И продукция будет продана. Почему? Потому что нам не нужно договариваться с большим количеством людей, чтобы нашу продукцию захотели покупать. А на сегодняшний день у нас качественное сырье. Если сравнивать нас с переработчиками, то переработчик обязан очень много работать с маркетингом, проводить много работы с населением. Переработчик не может заставить клиента захотеть купить свой продукт. А мы имеем такую возможность: у нас огромное преимущество перед производителями, потому что сырье на сегодняшний день является дефицитным продуктом в нашей стране. И, соответственно, конкуренты у нас очень нескоро появятся.
А как вы решаете проблемы большого количества импорта молоко-сырья из России по низким ценам?
— Это вопрос качества. К нам в последнюю очередь пришли разговаривать о понижении цены, потому что даже в России не все выдерживают стандарты качества, которые необходимы для, допустим, варения элитных сыров. Как это делает компания President, они варят элитный сыр. Также компания Lactel, их головное предприятие производит UHT-молоко, требующее очень высокого качества молока. При условия выдерживания качественных показателей у нас можно не иметь конкурентов, так как не все могут добиваться таких показателей качества.
Какие проблемы на сегодня вы могли бы отметить на казахстанском рынке в целом? Что мешает росту и развитию молочной промышленности в нашей стране?
— Начнем с того, что мы на сегодняшний день не умеем делать низкую себестоимость молока, в отличие от России. Если мы сравниваем Казахстан, Россию и Беларусь, то с Беларусью понятнее, там полностью государственное производство, они немножко не считают свою экономику. Правильнее сказать, из-за того, что в Беларуси все полностью построено за счет государства, они не ждут окупаемости своих проектов, а плодят больше и больше молочных проектов. В России — похожая история, только это все в частных руках, и у них огромные средства выделялись на строительство ферм. Если я не ошибаюсь, то по 400 млрд рублей ежегодно выделялись на запуск новых проектов в течение последних восьми лет. Там государство выделяло кредиты под низкий процент для всех желающих заниматься фермой. И вот эта громадная разница. Понятно, что у Казахстана — масштабы поменьше, но не во столько раз, во сколько Россия и Беларусь сейчас опережают нас по объемам производства молока. К сожалению, у нас сейчас только начали подобные вещи делать, и в гораздо меньших масштабах. У нас 100 млрд тенге выделили, и то эти деньги никто еще не получил. Мы все ждем сидим, когда их выдадут, уже второй год пошел, как эти деньги должны прийти.
По вашему мнению, проблемы — только в недостаточной государственной поддержке?
— Нежелание фермеров расти по своему качественному показателю также очень сильно тянет казахстанский рынок вниз. То есть фермеру достаточно доить определенное количество голов для того, чтобы с них получать 0% рентабельности без государственной поддержки и 25% рентабельности с государственной поддержкой. Этого им достаточно. А на самом деле, деньги, заработанные с государственной поддержкой, должны направляться на рост и развитие фермы. У нас не все фермеры добросовестно распределяют господдержку. Таким образом, нежелание фермеров улучшать качество производства молока приводит к дефициту сырья и отсутствию конкуренции – это минус для всей отрасли. Но есть и другая проблема: у нас недостаточно мощностей для переработки. Если мы сейчас соединимся дружненько и начнем производить в стране огромное количество молока, его негде будет перерабатывать. Это уже другая проблема. Поэтому на подобные мероприятия, как Молочная Олимпиада, по моему мнению, должны приезжать переработчики в том числе. Какие-то мировые игроки типа Lactel, Danone. Их необходимо приглашать на подобные наши молочные мероприятия, потому что без них мне столько молока не надо. Если я буду в сутки производить 100 тонн, оно не мне нужно, оно нужно переработчику в будущем. В нашей стране — недостаточное количество именно крупных переработчиков.
То есть вы считаете, что у нас большой потенциал именно в производстве молока, но из-за того, что нет спроса на него, нет переработчиков, наши фермеры вынуждены сдерживать себя?
— Да, потому что нет операционных ресурсов по его реализации. Недостаточно просто надоить молоко, мы его должны еще и продать. Чтобы наша система бизнеса как-то работала, мы должны превращать молоко в деньги. Так как на сегодняшний день стоящих в очереди за молоком нет, так как сырье из России начало давить, да и в принципе крупных переработчиков у нас не так много в стране. Кроме того, есть еще монополизация цены в своем регионе. То есть в одном регионе — один-два крупных переработчика. Понятно, что ценовой сговор – не частая политика в нашей стране, потому что они между собой тоже конкуренты. Тем не менее, повышать цену для фермера они не сильно хотят. Я их понимаю, так как они тоже не так много зарабатывают, как все думают...
Сейчас молочную отрасль очень сильно шатает. Такой шторм, во-первых, из-за демпинга (искусственное понижение цены для устранения конкурентов) из России, во-вторых, проблема в недостаточной мощности переработки, в-третьих, готовая российская продукция тоже приходит, конкурентная продукция. Я понимаю, что для российского фермера тоже не совсем выгодно дешево продавать молоко, даже в Казахстан. Поэтому экономические проблемы испытывают и российские фермеры. Они из-за безвыходности везут свое молоко на наш рынок, так как государство субсидирует логистику. Соответственно, им становится выгодно возить в Казахстан, где цена выше, чем в России. То есть это экспортно-ориентированность, плюс демпинг соседнего рынка.
Как, по вашему мнению, вся эта ситуация может отразиться в будущем на молочной промышленности Казахстана?
— Я вижу, что в ближайшее время большинство средних и не совсем продуктивных либо экономически нерентабельных хозяйств просто перестанет существовать. Это неизбежно, как и в России, между прочим. Этот российский демпинг приводит к тому, что и российские фермеры, в том числе, перестают функционировать. Значит, в ближайшее время что у нас в стране, что в России этот продукт станет еще более дефицитным, соответственно, на него цена будет еще более повышенная. Соответственно, слабых игроков, хозяйств, которые производят молоко на дефицитном казахстанском рынке, станет еще меньше. Завтра цена на молоко пойдет вверх, и это будет для них рынок сбыта по более дорогой цене. Предприятия, которые выдержат конкурентную среду, получат в результате очень высокую цену на молоко для реализации и будут иметь рентабельность еще выше, чем сегодня. А перерабатывающие предприятия, соответственно, будут повышать на полках цену на свою продукцию.
Какие меры государство может предпринять для решения этого вопроса?
— Как я примерно вижу, ответные меры, которые может предпринять наше государство относительно российского молока, это понижение курса нашей валюты. Это самое простое решение. При понижении курса тенге и повышении рубля российское молоко станет дороже относительно нашего. Такими простыми методами наше государство, скорее всего, будет регулировать наш рынок. Это же не только молочная индустрия, но и вся промышленная, и сельскохозяйственная индустрия Казахстана.
Мы с Россией сейчас абсолютно неконкурентноспособны. Абсолютно всё, что наша страна производит, сейчас неконкурентноспособно с Россией. Я думаю, это будет реально, в ближайшее время произведут подобное. Наше правительство, возможно, немножко пережидает момент, когда у нас есть другие проблемы, к которым наш народ не очень радостно относится.
Как, по вашему мнению, должна выглядеть молочная промышленность Казахстана с учетом потенциала страны?
— Во-первых, должна выдаваться программа СПК под 2,5% на фермы. У нас как делали эту программу? Выдают частным лицам до 2,5 млн тенге на приобретение пары коров, чтобы он занимался у себя в подсобном хозяйстве. И так как это к одной программе привязано, фермеры не могут принять и реализовать деньги. Если 100 семьям раздадут какие-нибудь 2,5 млрд тенге, например, это же огромную ответственность надо на себя взять. Завтра кто возвращать это будет из 100 деревенский семей? Такую ответственность ни один чиновник от СПК не хочет на себя брать.
У нас в области так и получилось. Пришли деньги на масштабные фермы и для частных лиц, в том числе. Но они пришли одним траншем под один приказ, и этот приказ никто не хочет подписывать, так как завтра за 100 подсобных хозяйств придется отвечать – почему нет возвратности выданных средств. Соответственно, этот приказ просто не был подписан, деньги обратно ушли в государственный бюджет, деньги для строительства новых ферм здесь никто не получил. Из 100 млрд тенге, которые выделили, если не ошибаюсь, 17 млрд должны были прийти в нашу область. Деньги пришли, полежали в местном бюджете. А так как приказ о выдаче никто не подписал, они ушли обратно в государственный бюджет как неосвоенные. Я понимаю, конечно, почему никто не хочет брать ответственность за раздачу средств частному подворью. Деньги должны были двумя разными программами приходить.
Какие важные современные решения и инновации в молочной индустрии вы бы отметили, значительно улучшающие отрасль?
— Внедрение современных систем кормления, современных систем отслеживания охоты, современных систем определения хромоты. Вот есть специальная камера, которая определяет хромоту животного. Она устанавливается там, где коровы возвращаются с дойки, где проходит все поголовье. По характеру походки оценивается степень хромоты. И в ранней стадии болезни с использованием камеры плюс искусственного интеллекта можно определять хромоту. Эту корову нужно маркировать, чтобы пролечить ее в очень ранней стадии, когда с болезнью будет бороться легко. Или, допустим, электронные полюсы для отслеживания PH или температуры в рубце, чтобы понимать, когда корова пьет, когда она ходит, как у нее правильно происходит руминация, и какая кислотность в рубце. Плюс система взвешивания коровы на поилке. Это на молодняке используется, в основном это технология мясного предприятия. Мясники под поилку ставят платформу, которая может взвешивать корову каждый раз, когда она подходит попить, чтобы понимать, сколько она потребляет сухих кормов, сколько пьет и т.д. Такие системы должны применяться в хозяйствах, где уже сделали базовые вещи.
Как вы считаете, насколько Казахстан готов к таким новшествам?
— Я считаю, что в Казахстане сначала нужно внедрять базовые вещи и объяснять их людям. Те, кто выполняют базовые вещи, завтра имеют экономическую возможность внедрять инновации, потому что получают неплохую рентабельность. Наша задача сейчас – не входить в топ самых современных ферм мира, допустим. Нам нужно сначала войти в топ 50% производителей, выйти на статистический средний американский показатель. А в среднем Америка доит 12 тыс. кг на голову в год. Вот на этот показатель выйдем, там дальше есть разбег на инновации и рост экономических показателей.
То есть вы считаете, что наша страна пока не готова к таким технологиям и инновациям?
— Есть хозяйства, которые к этому готовы, таких буквально пять, наверное, в нашей стране. Либо если хозяйства, которые уже имеют определенное количество специалистов, чтобы закрыть базовые вещи. Это новички рынка, у которых есть опыт в растениеводстве, как в Акмолинской области, например. Сейчас на севере Казахстана строят современную ферму. Там искусственный интеллект будет определять внутренний климат в коровнике, контролировать его по датчикам, то есть все современные системы там применяются. И это хозяйство может войти в топ по технологичности производства в нашей стране. Есть у нас крутые роботизированные фермы в Алматинской области. Это все частные предприятия.
А какие инновации применяются на вашем предприятии?
— На сегодняшний день мы на 80% используем современные стандартные технологии. Есть инновационные современные технологии, ноу-хау, их мы применяем минимум на сегодняшний день. Естественно, мы будем строить в будущем ферму, которая будет максимально технологичная и инновационная. Такой план есть. Это все роботизированное, все максимально автоматизированное с минимальным количеством человеческого фактора. То есть в наших планах перевести работу фермы на 2400 голов дойного стада на обеспечение всего 6-8 человек.
В одном из ваших интервью вы отметили, что в сельскохозяйственной отрасли Казахстана есть большой дефицит кадров. Помогут ли новые технологии решить эту проблему?
— Да, в этом помогает технологическая автоматизация процессов, которая позволяет решать вопрос, квалификации кадров. Мы можем себе позволить подготовить 6 человек с высокой квалификацией и оплатить их обучение по контракту под их будущую работу на нашем предприятии в течение, допустим, 5-10 лет. Если, допустим, мы делаем не самую современную ферму, а такую вроде нашей, на ней должно работать минимум 50 человек. Это прям минимум. Проблема у нас в первую очередь с низкоквалифицированными работниками. Человек, приходящий работать на должность скотника, делает это, как правило, не от хорошей жизни – коров гонять, навоз чистить и т.д. Он приходит, потому что, скорее всего, не может найти другую работу. Есть, конечно, определенные кадры, которые просто хотят с животными работать, но уже в силу возраста не могут обучиться более современному подходу. Им приходится заниматься менее квалифицированным трудом.
Данияр, мы очень рады, что вы являетесь спикером на нашей Молочной Олимпиаде. Поделитесь, что вы ожидаете от данного мероприятия?
— Я надеюсь, что на мероприятии будет большое количество людей с вопросами, с определенными ожиданиями. И, если у меня получится какие-то потребности, вопросы, ожидания участников закрыть, тем самым я смогу способствовать росту и развитию молочной отрасли. Это моя главная мотивация для участия в Молочной Олимпиаде.
Почему вы считаете, что Молочную Олимпиаду стоит посетить? Что ценного смогут получить участники мероприятия?
— Во-первых, я присутствовал на выступлениях Михаила Мищенко, он меня приглашал, и меня очень впечатлило его выступление. Во-вторых, за порталом The DairyNews я слежу. В-третьих, я собирал отзывы относительно самого мероприятия у других фермеров, тех, кто посещал ранее, и почти все отзывы были положительные. Молочная Олимпиада — это грандиозное и масштабное событие. Меня впервые пригласили на такого рода мероприятие спикером, за что я Михаилу благодарен, для меня это уже какое-то признание моих заслуг. У меня есть желание поделиться максимальным количеством знаний для развития отрасли. Я, в том числе, в Instagram веду страницу с такой же целью. Наша отрасль нуждается в свежих кадрах, а для этого нужно поднимать собственный авторитет, потому что на сегодняшний день молодежь уважает личный бренд больше, чем какие-то предприятия. Например, компанию «Олжа Агро» школьники в г. Костанай нигде не знают, хотя это предприятие – «мастодонт» в нашем бизнесе. На сегодняшний день директор «Олжа Агро» ведет в Instagram страницу, и те, кто на него подписан, сразу понимают, о ком идет речь. Чтобы раскачивать и формировать личный бренд, нужно общаться с такими выдающимися личностями, как Павел Носаленко, Михаил Мищенко, другими экспертами, которые будут на этом мероприятии выступать. Это же масштабное мероприятие, будут представители нашей отрасли из разных стран мира, среди них тоже нужно иметь определенный авторитет!
Данияр, спасибо большое за интервью! С нетерпением ожидаем вашего выступления на Молочной Олимпиаде.
Девизом Молочной Олимпиады в 2024 году станет фраза «Мы должны измениться!» — вызов, перед которым стоит мировая молочная отрасль в эпоху стремительных перемен, происходящих во всех сферах человеческой жизни.
Партнер экскурсии: TDNT Engineering
Генеральный информационный партнер: Agro TV