RU KZ EN 中文 DE FR عربى

Мы хотим объединить экспортеров сена люцерны из России и Казахстана в страны Ближнего Востока, Азии и даже Европы. Интервью с Виталием Брижаком

Источник: The DairyNews
Брижак Виталий, генеральный директор ООО «АПЭСК Трейдинг» (Ассоциация производителей-экспортеров сена и кормов APEHF), кандидат сельскохозяйственных наук в интервью The DairyNews рассказал, почему люцерна является одной из важнейших культур в Казахстане, какие регионы наиболее благоприятны для ее выращивания, и как климатические, исторические и культурные особенности влияют на развитие животноводства и кормопроизводства. А также о том, как системы орошения в Казахстане помогают поддерживать высокую урожайность на полях.
Мы хотим объединить экспортеров сена люцерны из России и Казахстана в страны Ближнего Востока, Азии и даже Европы. Интервью с Виталием Брижаком

Ассоциация производителей-экспортеров сена и кормов с января 2023 года работает в Казахстане. Какие у вас ожидания на рынке?

— Рынок Казахстана нам видится очень перспективным. Знаем о госпрограмме по строительству молочных ферм, видим здесь российских игроков, таких как «ЭкоНива». Все это следствия того, что в стране не хватает качественного молока. По Северо-Казахстанской области вводятся несколько крупных молочных проектов. Мы планируем целиком их сопровождать: как в плане снабжения семенами, так и технологически. Рынок Казахстана сейчас немного хаотичен, без ярко выраженного лидера. Но он будет уже через год.

К этому году мы подходим без слишком амбициозных планов — посеять пару тысяч гектаров. Плюс, если будут проекты, добавятся еще несколько тысяч. В этом году мы должны войти к как можно большему количеству клиентов в различных регионах Казахстана, а в следующем — умножить это на несколько раз.

Какие хозяйства выбирают люцерну как основную кормовую культуру для рациона КРС?

— В Казахстане люцерна является одной из важнейших культур. Ее сеют все животноводческие хозяйства, занимающиеся кормами. Почему? Потому что таковы климатические условия. Люцерна засухоустойчива, растет везде. Правда, в республике есть регионы, где без орошения вообще ничего не может расти. Но и на орошаемых землях выращивают эту культуру. В странах СНГ культура также широко распространена. И даже в такой относительно северной республике, как Беларусь, все больше и больше сеют люцерну, завозя ее из Европы и России.

Насколько сложна люцерна в работе?

— Не сложнее, чем любая другая культура. Есть свои особенности, которые технологически нужно соблюдать, чтобы получить качество и количество. Наша компания дает полноценные рекомендации хозяйствам, предварительно изучив состав почвы, другие местные особенности. Смотрим на агрохимический состав почвы и, если он позволяет вырастить люцерну, понимаем, какие элементы дополнительно нужно внести до посева и в вегетативный период.

Еще важный момент: можно сказать, как сделать и чем, но часто в хозяйстве не оказывается нужной техники. Поэтому мы строим рекомендации хозяйствам, исходя из существующего у них парка машин. Если уж совершенно точно надо что-то купить — мы об этом скажем. Но в целом качественно сеять люцерну можно как суперсовременными сеялками, так и оборудованием еще советского производства. Правда, во втором случае не обойтись без четких локальных рекомендаций.

Сталкивались ли вы с тем, что в Казахстане зачастую фермеры технически и морально не подготовлены к увеличению надоев и повышению уровня производства?

— Одно известное хозяйство, на ведущих позициях в Казахстане, сейчас строит новый комплекс. Приехав туда, я попросил показать их корма. Мне показали сено, заготовленный сенаж, силос. Увидев определенное число недоработок, я спросил у животновода: «А как вы составляете рацион?». На что она мне ответила: «Я занимаюсь этим 20 лет и делаю на глаз». — Следующий вопрос: «А делаете ли вы анализ кормов?» — И ответ меня настолько удивил, я просто такого не ожидал. В таком серьезном хозяйстве не проводится качественный анализ кормов! Да, они сдают образцы в лабораторию, но не делают выводы из результатов этих анализов, а продолжают делать на глаз. С другой стороны, животновод сказала, что и рада бы учиться, но не у кого. Если сравнивать с Россией, то сказал бы, что молочная отрасль Казахстана отстает сейчас лет на 20.

Есть и другое стереотипное мнение: что Казахстан никогда не догонит Россию. По данным DIA, реальная самообеспеченность страны молоком-сырьем — на уровне 25%. Рынок формируется за счет большого импорта, причем часто сухого молока или вовсе ненатуральных заменителей.

— А вы знали, что если на пачке, например, сливочного масла есть вроде бы хорошая надпись «изготовлено из пастеризованных сливок», то она еще не значит, что эти сливки сделаны из натурального коровьего молока? Был недавно в огромном продуктовом магазине в Алматы — там, наверное, 20 видов сливочного масла, если не больше. И только два производителя делают сливочное масло из пастеризованных сливок коровьего молока. Это был один супердорогой игрок из России и одно алматинское предприятие.

В том-то и дело: некачественного сырья настолько много, что заменить его качественным будет очень трудно. Сейчас переработчики Казахстана технологически в таком состоянии, что многие из них готовы делать из чего угодно — доступа к другому сырью у них все равно нет.

— Все то же самое происходило и в России. Крупнейший производитель сливочного масла на всю страну был в Волгоградской области. Местные говорили: «У нас такое масло!» А потом выяснилось, что они тоннами завозили пальмовый жир из Польши. Сейчас, слава богу, в России можно найти хорошее молоко. Уверен, то же ждет и Казахстан.

Не поздно ли? С современными технологиями это может оказаться не нужно. Мясо без животных уже делают, скоро будут делать и молоко без коровы.

— Надо учитывать и локальный менталитет. Все-таки Центральная Азия и Ближний Восток еще очень нескоро откажутся от натурального продукта. Как минимум из-за идеологических и религиозных соображений.

Есть и другой аспект: животноводство в Центральной Азии исторически основывается на пастбищах. И когда пастбищному методу окончательно придет на смену растениеводство — большой вопрос.

— Рано или поздно появятся те, кто захочет сделать современный проект и наймет хороших специалистов, которые поставят здесь производство. Запуск проекта в России, Казахстане или любой другой стране — это один и тот же процесс.

На юге Казахстана у нас несколько проектов. В конце мая прошлого года, после Молочной Олимпиады в Алматы, мы ездили в долину реки Шу — там огромный проект по сахарной свекле, планируют ввести 24 тысячи га орошаемых земель, за первый год уже запустили 3,5 тысячи. Это очень серьезный объем и очень серьезные инвестиции. Они и комплекс планируют — на 3000 голов КРС. И мы точно им поможем. Помимо того, что мы поставляем качественные семена, наш опыт в странах СНГ и за рубежом поможет хозяйствам на этапе запуска миновать существенную часть пути проб и ошибок.

Возвращаемся к люцерне. Есть ли обстоятельства, которые могут вынудить фермера отказаться от ее выращивания?

— В Казахстане есть регионы, где люди отказываются от выращивания вообще каких-либо культур. Там, наверное, пытаться не стоит. Если сравнивать с Россией — Архангельская область, север Ленинградской области тоже климатически не подходят для выращивания. Животноводство там есть, но климат мешает сеять люцерну. Территория Казахстана полностью лежит в зоне люцерны. Кстати, исторически эта культура происходит из региона на стыке границ Казахстана, России и Китая. А на других континентах — уже завезенные модификации. Как к нам картофель попал из Южной Америки, так к ним — люцерна, которая там не росла.

В чем еще особенности люцерны? Какие характеристики, количество укосов?

— С учетом большого накопленного опыта, в нашем портфолио есть дифференциация сортов в зависимости от региона. То есть, например, продавать на всей территории Казахстана сорта, которые подходят только для юга республики, — просто опасно. По количеству укосов: в северных регионах Казахстана при правильном использовании на богарных землях — 2-3 укоса, на орошаемых — 3-4. А в южных областях, например, Алматинской, на орошении можно достичь 6 укосов. Это очень серьезно. Такая урожайность будет сопоставима с итальянской. И даже превышать ее — потому что в Италии не выращивают люцерну на орошении, это слишком дорого. Соответственно в случае засухи урожайность сильно страдает. А в Алматинской области под люцерной в основном орошаемые земли, и растениеводство очень управляемое, когда можно уверенно прогнозировать урожаи и соответственно доход.

Вообще мне нравится, как орошение развивают в Казахстане, есть государственная программа. Потому что коммерческое растениеводство очень сильно зависит от осадков. В Италии в 2022 году была очередная засуха, и фермеры получили только 50% от урожайности 2021-го. И ничем этому не помочь. Поэтому цена на люцерну бьет все рекорды. И не только цена в рамках Италии: от таких крупных рынков зависят и другие страны, включая Ближний Восток и Азию.

В ОАЭ мы посещали ферму с поголовьем 16500 коров, в том числе 9500 голов дойного стада. У них в рационе высокопродуктивной коровы — 55% люцерны. И можно было бы подумать, что в арабских странах, с их нефтяными деньгами, можно ничего не зарабатывать на животноводстве. Но для них это очень серьезный прибыльный бизнес. Даже при отсутствии своих кормов.

Как правильно заготавливать люцерну: сено, сенаж или силос?

— Все зависит от технологии, выбранной в хозяйстве. Если есть искусственная сушка, то можно сделать корм, который не испортится. Когда делаем силос или сенаж, всегда в хозяйствах возникают ситуации, когда что-то пойдет не так. Дождь, попадание грязи, еще что-то… И этот корм в итоге порой оказывается совсем не того качества, которого от него ждут. Если же у нас есть фиксированные установки по сушке, то корм заготавливается безопасно, примерно с одинаковыми характеристиками в любой момент времени. Сенаж и силос всегда зависит от заготовки. Плюс сено более рентабельно в плане транспортировки, его можно возить даже через океан.

А как понять, что сено хорошего качества?

— Ответ на это даст любая международная лаборатория. Любой анализ покажет содержание клетчатки, протеина, энергетическую ценность. Плюс, естественно, органолептические характеристики: цвет зеленый, хорошо пахнет, видим большое количество листьев, а не цветков и стеблей.

Какие лайфхаки есть при выращивании люцерны?

— Их очень много. Повторюсь, все индивидуально, и ответить на этот вопрос можно только на поле. Очень много факторов: техника, семена, сроки посева, удобрения и метод их внесения… В итоге получаем много вариаций. И поэтому главный лайфхак — следовать полученным рекомендациям и не фантазировать. В Казахстане, возможно, это будет эффективнее. Потому что проще научить человека, который ничего не знает о выращивании люцерны, чем попытаться убедить того, кто думает, что знает.

Каких распространенных ошибок следует избегать?

— Не являясь зоотехником или специалистом по кормлению, могу определенно сказать: если вы вырастили суперкачественную люцерну и протеин в ней, допустим, зашкаливает за 24, это еще не значит, что у вас будет все хорошо с поголовьем. Нужно разделять корма по качеству, и, допустим, люцерну суприм-качества не стоит давать молодняку и сухостойному стаду. Казалось бы, это суперкорм, но при неправильном использовании даже он может принести проблемы. И тут мы снова возвращаемся к важности анализа в международных лабораториях.

Как вы видите свой бизнес в Казахстане? Это больше поставки люцерны для конкретных хозяйств либо для дальнейшей перепродажи?

— У нас несколько направлений: поставка технологий и семян в действующие хозяйства, в проекты по производству сена, плюс мы хотим быть объединенным экспортером сена люцерны из России и Казахстана в страны Ближнего Востока, Азии и даже Европы. Как ни странно, одни из первых наших продаж из России были именно в Восточную Европу.

Также Китай открывается.

— Отлично. Через наш официальный сайт еженедельно получаем запросы на поставку и от Китая, и от Ближнего Востока. Китай готов «проглотить» — даже страшно называть эти цифры — более 2 млн тонн сена люцерны. Это очень серьезный объем.

Вернуться к списку

02.08.2024
Валовая продукция сельского хозяйства Республики Казахстан в первой половине 2024 года достигла 1,6 трлн тенге. Этот рост обусловлен увеличением производства в животноводстве на 3,5% и в растениеводстве на 3%. Об этом сообщает Dairynews.today со ссылкой на данные обзора редакции сайта PrimeMinister.kz.
Читать полностью