«Молодежь предпочитает не кефир, а десерт и диктует свои условия» - интервью с директором по развитию консалтинговой компании IDS Ириной Ивановой

- Расскажите об основных трендах на рынке молочной продукции.
Я ожидаю, что продолжится спад на рынке b2c в секторе классических молочных продуктов, таких, как питьевое молоко, кефир, творог, поскольку современный молодой потребитель хочет приобретать другую продукцию. К этому оказались не готовы многие предприятия отрасли. К тому же молочная полка становится более однородной, из-за экономической ситуации, небольшим переработчикам сложно конкурировать с ценой и объемами
- Когда начались тенденции, о которых вы говорите?
- По моему мнению, примерно два года назад. Именно тогда явно стали сокращаться продажи классических молочных продуктов. Я это связываю с тем, что подрастающее поколение не хочет приобретать продукцию, которую предпочитают его родители. Рынок классических продуктов продержится в целом еще долго, но его емкость явно будет сокращаться.
- Какие продукты будут востребованы?
- Неизменным останется спрос на плавленый, творожный и полутвердый сыры. Я не ожидаю большого роста емкости в этом сегменте, потому что число потребителей в целом не увеличивается, но и снижения продаж не прогнозирую. Также перспективно производство замороженных молочных полуфабрикатов, которые требуют от покупателя только разогревания в микроволновке. Это могут быть различные запеканки, чизкейки и другая продукция.
- Что выбирает молодежь?
- Десерты и сыр, а вот кефир и просто молоко этим потребителям не нужны. Также молодежь любит безлактозные йогурты, йогурты с добавками, молочную продукцию с интересными вкусами. Например, популярностью может пользоваться питьевое молоко с десертными вкусами. Но на рынке такого пока нет.
При этом в России достаточно производителей, которые выпускают востребованную продукцию. Это транснациональные холдинги, лидеры рынка плавленых, творожных сыров, йогуртов.
- В каком еще направлении стоит двигаться молочным заводам с учетом нынешней ситуации?
- Сейчас продажи молочной продукции развиваются в сегменте HoReCa, то есть в сегменте b2b. Именно это направление будет наиболее всего востребовано в ближайшее время.
Важно учитывать запросы сегмента HoReCa, производить полуфабрикаты первого и второго передела: концентрат молочного белка, концентрат сывороточного белка, сливки, сливочное масло и т.д. Также перспективно выпускать полуфабрикаты для такого направления, как производство готовой еды.
- Если мы говорим о работе на сегмент HoReCa, то каковы запросы участников рынка к переработчикам молока?
- Сегменту HoReCa и, в частности, фабрикам по производству готовой еды нужны полуфабрикаты, максимально удобные для использования. Например, кейтеринговым компаниям нужен сыр, нарезанный кубиками. Кому-то необходимы сливки для супов, кому-то – сыр в больших упаковках, кому-то – сыр, нарезанный для бургеров. В этом направлении и нужно двигаться производителям молочных продуктов, получать побольше обратной связи от компаний. Проблема наших переработчиков в том, что они не привыкли говорить с потребителями своей продукции, а именно этот аспект сейчас становится ключевым, если компании хотят развиваться.
- Есть ли еще какие-то сегменты для развития на молочном рынке?
- Очень перспективное направление – это разделение молока на компоненты, их сушка и продажа предприятиям фармацевтической, косметической, пищевой отрасли. Например, может вырасти спрос на концентрат молочного, сывороточного белка, пермеат (аналог сухой молочной сыворотки с пониженным содержанием белка) и другую продукцию, которая к там только импортируется.
- Почему будет расти спрос на молочные компоненты для фармацевтики и косметологии?
- Косметология сейчас развивается большими темпами, тренды на красоты и здоровье актуальны, так что спрос на препараты для косметологии точно будет расти.
Также продолжит расти фармацевтическая отрасль, и особенно сегмент биологически активных добавок, при производстве которых используется лактоза.
- А что делать «классическим» молочным заводам? Что с ними будет?
- В целом «классическому» молочному заводу очень сложно бороться за молодого покупателя, потому что предприятию нечего предложить. Поэтому число таких компаний будет заметно сокращаться в течение 9-10 лет. Для них есть один выход – перестраиваться, работать на современного потребителя. И я вижу, что предприятия идут по этому пути. Многие заводы проводят модернизацию, запускают переработку сыворотки, внедряют мембранные технологии, которые позволяют повысить эффективность их работы.
- Какие сложности есть в этом направлении?
- Нужно понимать, что приучить к чему-то новому потребителя довольно сложно, он уже привык сам диктовать свои условия. Например, было время, когда переработчики пытались сделать популярными итальянские, европейские сыры, но ничего не получилось. Эта продукция до сих пор занимает очень небольшую долю на рынке, а лидируют по-прежнему такие сыры, как российский, пошехонский, голландский.
- В каких направлениях развиваются инвесторы, которые только пришли на молочный рынок?
- Они как раз инвестируют в предприятия, которые будут выпускать востребованные, а не классические продукты. Причем новых проектов достаточно много: предприниматели понимают, что молочный рынок привлекателен своей стабильностью и большой емкостью; он самый крупный по объемам среди всех других отраслей пищевой промышленности. Кроме того, молоко уникально тем, что из него можно получить много компонентов для различных отраслей.
- Расскажите, каких результатов могут добиться компании, которые перестраиваются под требования рынка.
- Раньше норма прибыли по EBITDA составляла у классических заводов примерно 12%, сейчас она сократилась до 5%. В то время как у компаний, которые выпускают востребованные продукты, прибыль может составлять 25% и даже выше. Поэтому предприятиям, у которых появляется все больше нераспроданного товара, много возвратов из торговых сетей, стоит задуматься, все ли они правильно делают, идут ли они в ногу со временем и рынком.
- Некоторые эксперты считают, что молочный рынок будет сокращаться из-за роста популярности напитков и других продуктов на растительной основе. Так ли это?
- Вовсе нет. Мода на растительные напитки как появляется, так и исчезает. Но молодежь не перестает есть молочные продукты. Я говорила с представителями сегмента кофеен. Эксперты отмечают, что если молодые покупатели и заменяют чем-то обычное молоко в кофе, то в основном низколактозным продуктом, а вовсе не растительными напитками. В этом сегменте чаще всего выбирают кокосовое молоко, поскольку оно больше других напоминает по вкусу традиционное коровье. Поэтому, повторюсь, у рынка молочных продуктов большие перспективы. Главное – вовремя их увидеть и поменять вектор развития, если это необходимо.