Dairy Stream
до трансляции
онлайн
18.05.2020

Комментарий эксперта

Шамиль Гусейнов, генеральный директор ОАО Молзавод «Гиагинский»
Шамиль Гусейнов, генеральный директор ОАО Молзавод «Гиагинский»:

DN: В России завершились единые нерабочие дни. Большинство регионов продолжает сохранять режим самоизоляции. Расскажите, пожалуйста, как отразилась ситуация на рынке на данный момент?

На протяжении всего введенного режима ограничительных мер, мы, как и многие предприятия, выпускающие молочную продукцию, работали в штатном режиме. Конечно, режим самоизоляции внёс свои изменения в рабочий процесс: многие подразделения предприятия перешли на удаленный режим работы, сотрудникам старше 65 лет в связи с рекомендациями Минтруда были назначены выплаты на время прекращения трудовой занятости. Но это не повлияло на эффективность работы. Отмечу, что мы всегда строго соблюдали санитарно – гигиенические нормы, поэтому для нас не было проблемой вводить специальные меры профилактики. Конечно, увеличились расходы на средства индивидуальной защиты: закупили медицинские маски, большее количество антисептиков и дезинфицирующих средств.

На данный момент мы можем говорить о том, что ощутили пиковый рост спроса на продукцию, он начался в середине апреля и продолжался до конца месяца. В мае же повышенный потребительский спрос пошел на спад. В настоящий момент он возвращается к среднегодовым показателям. Отмечу, что снизилась себестоимость основного молока-сырья, в связи со снижением цен на молоко. При этом выросли цены на вспомогательные материалы, например на  молочный фермент и закваску для сыров. Эти факторы повлияют на рост стоимости продукции, что, безусловно, скажется на ценовой политике предприятий молочной отрасли. Но пока мы не планируем повышение цен в мае и июне.

DN: Какие последствия для отрасли и аграрного рынка будут наиболее значимыми в ближайшие месяцы?

Сейчас мы наблюдаем, что молочная отрасль и агропромышленный комплекс будут иметь преимущества в части стабилизации ситуации, поскольку  удовлетворяют первостепенные потребности населения. Пока мы можем предполагать, как изменится молочная отрасль. Но уже ясно, что наиболее значимые последствия будут для тех компаний, которые работают с каналом HoReCа, поскольку введенные ограничения нивелировали возможность сбыта продукции в данный сегмент.

Небольшим предприятиям также предстоит решать вопросы убытков, которые они понесли после введения особого режима. Скорее всего, мы будем наблюдать уменьшение  числа небольших фирм на рынке, поскольку не все справятся с последствиями пандемии.

Хочу отметить, что покупательская способность снизилась, потребители, скорее всего, будут выбирать более дешевые продукты, возможно, даже и с заменителем молочного жира. Возникает новый портрет потребителя. Здесь компаниям предстоит адаптироваться под новые рыночные требования. Если же говорить в целом, то критичного снижения  производства молочной продукции или падения спроса мы, скорее всего, наблюдать не будем.

DN: Какие меры поддержки АПК и молочной отрасли позволят рынку восстановиться в условиях падения спроса?

Отечественным производителям предстоит большая работа. Для восстановления рынка крайне важна поддержка государства, возможно и введение особых льгот, которые коснутся агропромышленного комплекса, молочной отрасли и развития сельских территорий.

Потребуется поддержка и банковского сектора, в предоставлении особых условий кредитования и увеличение финансирования отрасли. Большую роль сыграет и увеличение покупательской способности, так как стагнация доходов населения тормозит развитие молочной отрасли и АПК. Восстановлению рынку также будет способствовать расставление приоритетов в бизнесе и выбор адаптационных стратегий.  

DN:  Как вы оцениваете перспективы роста аграрной отрасли в 2020 году?

Развитие отрасли будет тесно связано с формированием новой  реальности в торговле, логистике, производстве. Например , популярными становятся онлайн – продажи. Произойдет обновление технического парка агропредприятий, внедрение инноваций и современных технологий в производство. Всё это будет ориентироваться на устранение ключевых проблем аграрной отрасли.

В этой ситуации «на плаву» останутся компании, которые готовы и способны приспосабливаться к новым условиям. Кроме того, сельское хозяйство является приоритетной отраслью российской экономики, которая в настоящий момент находится на грани кризиса. Думаю, что развитие аграрной отрасли станет важной задачей для экономики. Считаю, что в сложившихся условиях, как никогда будет важно сотрудничество государства и бизнеса в рамках обоюдной выгоды, обеспечения развития инфраструктуры регионов с учетом стратегии экономического развития.

DN: Какие направления агропродовольственного рынка фиксируют рост себестоимости производства? Отразится ли он на цене конечного продукта на полке?

Структура взаимодействия субъектов агропродовольственного рынка является сложной. Межотраслевые связи сельского хозяйства и пищевой промышленности выступают материальной основой продовольственных цепей, которые формируют агропродовольственный рынок. Оптово-распределительная и товаропроводящая инфраструктура агропродовольственного рынка обеспечивают формирование материальных, финансовых и информационных связей между его субъектами. Его инфраструктуру представляют каналы сбыта, розничная и оптовая торговля, логистические сферы. Поэтому, в данной ситуации рост себестоимости возможен у всех направлений, и как следствие это отразится на цене конечного продукта.

Для комментирования мнения экспертов необходима авторизация
03.12.2024
Утилизационный сбор на сельхозтехнику вырастет в пять раз. The DairyNews.ru опросил участников отрасли, как они относятся к нововведению. Все эксперты единодушно выступают против повышения сбора, прогнозируя, что в результате таких изменений часть производителей уйдет с рынка.
Читать полностью