Горячая тема
Зачем молочные предприятия выходят на рынок альтернатив. Что говорят участники рынка
Комментарий эксперта
Артем Березуцкий, коммерческий директор ООО «ТДНТ ИНЖИНИРИНГ»:
— Насколько я знаю, в предыдущие годы потребление растительных напитков росло достаточно динамично. Сейчас рост замедлился, но падения точно нет.
Что касается потенциальных новых проектов, то некоторые участники рынка обсуждают расширение, но к конкретным шагам по реализации пока не приступали. В том числе, это связано с проблемами с поставкой некоторых видов оборудования для производства растительных напитков. Так, наша компания в России может произвести все, кроме декантеров, а это один из ключевых компонентов оборудования для выпуска растительных напитков. Ранее декантеры поставлялись в основном из Германии. Их можно привезти и сейчас, но по очень высоким ценам.
Кроме того, конечно, компании опасаются сейчас вкладывать средства, поскольку на строительство завода с нуля уйдет не менее года и от 5-6 млн евро. А ситуация сейчас достаточно нестабильная, и не все готовы рисковать инвестициями.
Что касается перспективы снижения цен на растительные напитки, то она в принципе есть. Сейчас компании производят этот продукт с достаточно высокой маржинальностью, и даже если они снизят цены на напитки на основе овса, гречки, риса и сои, то все равно будут получать прибыль. На напитки же на основе орехов и кокоса снизить цены не получится, поскольку у нас отсутствует сырьевая база.