Dairy Stream
до трансляции
онлайн
08.11.2024

Комментарий эксперта

Сергей Блюма, генеральный директор ООО «Агромилк»
Сергей Блюма, генеральный директор ООО «Агромилк»:
– Требуется кардинальная  реформа сельскохозяйственного образования. Сейчас профильные вузы занимаются не подготовкой специалистов для АПК, а повышением грамотности граждан России, обеспечивая их бесплатным  высшим образованием. Из этого вытекает несколько проблем:

1. Работать в АПК выпускники агровузов почти не идут. По профилю работают, на мой взгляд, не более 10-15% выпускников, да и то часть из них уходит в сервисные и торговые компании. Однако я против «крепостного права», т.е. распределения. Но считаю необходимым перед стартом учебы, чтобы студент, а лучше абитуриент, за 2-3 месяца «полевых сборов» оценил бы на «вкус» свое будущее призвание!

2. Низкое качество самого образования. Вузы должны ориентироваться на запросы сельхозпредприятий, быть гибкими в стандартах.

3. ⁠Остро стоит вопрос актуальности знаний. Лекции пусть читают профессиональные преподаватели, а вот практику (лабораторные занятия) должны вести люди из отрасли, фактически работающие в полях и на фермах. Сегодня достаточно специалистов готовых обучать студентов. Они с понятной мотивацией, т.к. для одних – это возможность поделиться опытом, а для других – отобрать для себя лучших выпускников. Но у специалистов нет времени заниматься рутинным процессом (учебными планами, методичками и т.д.), поэтому нужны опытные педагоги-ассистенты. В общем, нужен тандем теоретиков и практиков.

4. ⁠Еще одна беда – это неверное представление об отрасли. Так, например, в ветклиниках платят существенно меньше, чем на сельхозпредприятиях, но ветеринары просто «ломятся» туда. Думаю такая же ситуация с ландшафтным дизайном и т.д. Важно системно проводить в вузах ярмарки вакансий. Так же надо делать витрины предприятий, ведь у каждого есть своя история и изюминка!

5. ⁠Профориентирование. Я когда-то стажировался в университете Weihenstephan-Triesdorf  (Бавария). Там подход такой: прежде, чем тебя возьмут в магистратуру, ты должен полгода отработать у фермера. После чего фермер дает заключение, подходишь ты для магистратуры или нет. На мой взгляд, это отличная профориентация. Поэтому считаю, что после 2 курса надо дать студенту еще раз оценить через длительную практику (4-6 месяцев), туда ли он пошел, годится ли он для этой работы.

То, что агрохолдинги сегодня пытаются решить проблему кадров через партнерство с вузами, на мой взгляд, верное решение. Кстати, я думаю большой резерв для отрасли – не профильные вузы. Там можно найти 5-10% людей готовых окунуться в агробизнес с головой, ведь работа на селе – это отличный способ испытать себя и, важно, что это самый мирный труд!

Со своей стороны мы тоже активно привлекаем на практику студентов, особенно из средних специальных заведений. Их выпускники чаще остаются в отрасли.

Наша цель не только найти себе кадры, но и показать студентам, что АПК –это «цифровое животноводство» и «точное земледелие»! Это автопилоты, дроны, машинное зрение, искусственный интеллект и биг дата. Т.е. работа в АПК – это модно и современно!
Для комментирования мнения экспертов необходима авторизация
03.12.2024
Утилизационный сбор на сельхозтехнику вырастет в пять раз. The DairyNews.ru опросил участников отрасли, как они относятся к нововведению. Все эксперты единодушно выступают против повышения сбора, прогнозируя, что в результате таких изменений часть производителей уйдет с рынка.
Читать полностью