Горячая тема
«Сокращение молочного стада может довести до ситуации с куриными яйцами». Мнения участников молочного рынка
Комментарий эксперта
Юрий Середнев, собственник и генеральный директор агрофирмы «Заря», Богородский район Нижегородской области:
– Молочное поголовье в нашем хозяйстве в 2023 году не сократилось. В нашем районе закрылось одно хозяйство, производящее молоко.
Насколько я знаю, закрываются хозяйства, которые не справились с финансовой ситуацией в связи с резким падением цен на сырье в 2023 году. Плюс вводятся электронные системы учета, маркировка и т.д. Малый сектор – фермеры не могут выполнить все эти требования, так как у них нет кадров, времени, финансовой возможности и тоже потихоньку убирают скот.
Тем не менее, невзирая на сокращение поголовья в валовом объеме производства молока-сырья Россия не убавляет, а прибавляет. Наверное, просто львиная доля производства валового молока все больше и больше переходит к крупным производителям, а мелочевка отпадает.
Инвесторы в молочную отрасль сейчас идут неохотно. Поэтому я не вижу, что где-то поголовье начнет значимо прибавляться пока тенденция, о которой идет речь, в стране не поменяется.
Кстати, я уже давным-давно говорил, что нам – производителям молока – не нужны сверхприбыли. Вы, государство, скажите нам цену хотя бы лет на пять вперед, а мы сами скорректируем, сколько доить и с какой себестоимостью. Селяне работают и производят зерно, молоко, мясо, картофель и многое другое. Но никогда не знают, сколько будет стоить их продукция. Покроем мы свои издержки при продаже или получим убыток.
Мне в свое время отец говорил: «Да не надо нас заставлять и упрашивать что-то делать. Мы – бизнес, мы сами видим, где нам интересно».
Если молочное животноводство станет более рентабельным и привлекательным, то все само собой поправится, начнут строить новые производства и развиваться.
Думаю, что бороться надо с барьерами, которые перед нами ставят, а не с уменьшением поголовья, так как это следствие происходящего в стране. Государству нужно подумать, как молочное направление сделать для бизнеса привлекательным и интересным, и самое главное – стабильным. Я работаю в молочном бизнесе 15 лет, за это время никогда стабильности не было. Всегда ты работаешь, опираясь на какое-то седьмое чувство: либо угадаешь, либо нет.