Dairy Stream
до трансляции
онлайн
30.01.2024

Комментарий эксперта

Лариса Цветкова,  главный юрисконсульт АО «Племзавод Родина», Вологодская область
Лариса Цветкова, главный юрисконсульт АО «Племзавод Родина», Вологодская область:

– На племзаводе содержится 6 тыс. голов КРС, включая 2500 голов дойного стада. Наше поголовье не сократилось, мы над этим работаем не один год, стараемся удержать рацион питания и сохранить количество КРС, так как получаем субсидии от государства как племхозяйство. Но делать это все труднее и труднее, приходится прикладывать все больше усилий, что связано с рядом факторов, назову некоторые из них.

Во-первых, стареет наш коллектив, а обновления нет. Оставшимся работникам приходится отрабатывать объемы работы за себя и за ушедших сотрудников. Во-вторых, нет квалифицированных кадров, а средние и высшие учебные заведения в этом не помогают. В местном техникуме вообще убран факультет по зоотехнии. В сельхозВУЗе с профильным дипломом выпускается всего 10 человек, половина из которых уедет выращивать оленей. Для меня было удивительно, что заочное ветеринарное и зоотехническое обучение в вузе получают специалисты из РЖД и УФСИН. Никто из них работать в сельское хозяйство не придет!

В-третьих, очень велика себестоимость молока, потому что очень сильно растут цены на корма, которые нам необходимы и которые мы сами вырастить не можем и вынуждены их приобретать. Я говорю о покупных крахмалистых кормах – кукурузе, горохе, жмыхе. 

В-четвертых, в прошлом году с апреля по сентябрь, как известно, произошло резкое снижение цен на сырое молоко. Более того, из-за переизбытка производства сырья в регионе у нас резко сократились объемы реализации на крупные предприятия. Разумеется, все это отразилось на поступлении доходов от продаж, на которые мы живем. Как следствие, сильно растет кредиторка, денег на развитие от прибыли остается меньше.

С декабря 2023 года цена на молоко частично восстановилась, восстановились и объемы реализации, однако заводы, куда мы молоко сдаем, занижают его стоимость. И нам остается только надеяться на улучшение ситуации.

Насколько я знаю, молочные фермы региона еле выживают. Если уж мы не могли сбыть сырье, то им пришлось еще труднее. В связи с этим фермы убирают поголовье.

Хочу обратить внимание еще на один важный момент, связанный с реализацией молока фермерскими хозяйствами и нашим племзаводом.

В соответствии с законодательством, правилами Таможенного союза производителю запрещено продавать молоко через собственную торговую сеть. Разрешено только в определенной точке на рынках или на сельхозярмарках, но они же не проводятся каждый день. 

Этот запрет наносит удар по производителю. Фермерам девать молоко некуда, вот они и режут скотину.

Сокращение молочного поголовья в России, как я считаю, может привести к тому, что опять возникнет дефицит молока, к нему добавится дефицит говяжьего мяса. При таком развитии событий шире откроется рынок для доступа молочных продуктов извне: из других регионов, возможно, других стран. И наши жители будут лишены возможности приобретать свой местный продукт.
Более того, чем дальше расстояние ввоза молочной продукции, тем больше срок ее хранения, что обеспечивается за счет применения искусственных добавок. То есть речь идет о снижении качества продукта, а также очередном ударе по местному сельскому хозяйству, по рабочим местам, а также гибели сельхозтерриторий.

В частности, молочное производство, в том числе и мы, занимается растениеводством для собственного потребления. При сокращении поголовья станет невыгодным содержать технику, пахать эти земли и рассчитывать на господдержку, которую мы получаем при условии, что нужно собрать урожай более 30 центнеров с гектара при нашем северном климате.

В результате поля окажутся брошенными, начнут зарастать, а мы – производители, которые находятся в 13 км от города – не сможем его обеспечить молоком.

Сокращение поголовья, на мой взгляд, говорит об отношении государства к молочным хозяйствам: производителей ставят в такие условия, чтобы они сами отказывались от своего существования. Проводимая государством политика может привести к тому, что производить молоко станет невыгодно.

Нам хотелось бы видеть заинтересованность государства в нашей работе, быть уверенными в завтрашнем дне, получать от него дотации. Коллеги подсчитали, что для поддержки производителей госдотации при реализации молока должны составлять от 20 до 40%. Мы также должны иметь возможность повышать цены на молоко в связи с ростом цен на энергоресурсы. Когда все растет в цене – газ, ГСМ, вода, корма, техника и прочее, кто нам будет компенсировать эти издержки?

Для комментирования мнения экспертов необходима авторизация
03.12.2024
Утилизационный сбор на сельхозтехнику вырастет в пять раз. The DairyNews.ru опросил участников отрасли, как они относятся к нововведению. Все эксперты единодушно выступают против повышения сбора, прогнозируя, что в результате таких изменений часть производителей уйдет с рынка.
Читать полностью