Горячая тема
«Сокращение молочного стада может довести до ситуации с куриными яйцами». Мнения участников молочного рынка
Комментарий эксперта
Анатолий Шундеев, глава СПК «Коелгинское им. Шундеева И.Н.»:
— Начиная с 2000 года, мы постепенно наращиваем как производство молока, так и поголовье КРС. На 1 января 2024 года в хозяйстве содержится 3600 молочных коров, год назад было 3350. До конца текущего года планируем увеличить поголовье еще на 300 коров, а в 2025 году довести молочное стадо до 4 тыс. коров, после чего остановимся в росте поголовья. Исходя из наших условий, это оптимальный размер стада, чтобы избежать повышенных расходов на заготовку кормов, содержание животных и т.д.
В Челябинской области идет сокращение молочного поголовья, а производство молока не растет. В советские времена в Еткульском районе было 12 молочных хозяйств, осталось только наше, где сейчас производится столько же товарного молока, сколько во всем районе в 80-е годы.
В целом по России поголовье молочного КРС также сокращается, но производство молока в последние годы увеличивается, что объясняется ростом продуктивности. Если он замедлится, то при сокращении поголовья в стране начнется снижение объемов производства молока. А его и так не хватает. В Челябинской области рост продуктивности не перекрывает снижение объемов производства сырого молока. В регионе с ним дефицит.
Говоря о причинах уменьшения молочного поголовья в стране, нужно четко понимать, что производство молока – это бизнес, а бизнес вкладывается только туда, где можно заработать. Раз молочное поголовье сокращается, причем не только в сельхозпредприятиях, но и в частных подсобных хозяйствах, значит это не настолько выгодно, чтобы сохранять поголовье.
Пока, как я сказал раньше, в России прирост производства молока при сокращении поголовья происходит за счет повышения продуктивности животных. Но это пока. Этот ресурс тоже ограничен. Например, в Европе в течение многих лет продуктивность стоит на одном месте, что связано с экономической целесообразностью.
В России себестоимость производства молока растет, при этом цена на него в прошлом году резко упала. Плюс добавляются другие факторы, среди которых проблема с реализацией: летом 2023 года Danone, а это был наш основной покупатель, резко обрушил закупочные цены, и мы потеряли 28 млн рублей. Сейчас сбыт наладили, но деньги-то мы потеряли!
Я считаю, что развитие молочной отрасли во многом зависит от решения властей на государственном и региональном уровне. Какую задачу они перед собой ставят? Власти говорят об обеспечении россиян молоком и мясом. С другой стороны, мы видим, что сокращается молочное поголовье, следовательно, сокращается и производство говядины. И это вторая проблема, которую тоже придется решать.
Есть еще один момент, о котором властям нужно задуматься, поскольку в связи с обсуждаемым явлением происходит деградация деревень: работы там нет, поскольку молочное поголовье вырезается.
Почему бы не перенять европейский опыт, где сельское хозяйство поддерживается государством, в том числе для сохранения сельского уклада. У Европы учиться надо! Возьмем Германию, где в структуре дохода фермера, занимающегося молочным производством, субсидии достигают по разным оценкам 60%. В нашем молочном хозяйстве речь идет о 13-15%.
Если государство заинтересовано в молочном животноводстве, сохранении сел и работы в них, то производителям нужно предоставлять более значительные субсидии. Все проблемы решаются экономическими методами. Зерно же научились производить в больших объемах, добились исторических максимумов, нарастили экспорт.