Горячая тема
«Сложно, очень сложно, динамично, интересно». Что говорят участники молочного рынка об итогах 2023 года и планах на будущее
Комментарий эксперта
Юрий Власенко, управляющий партнер стратегического бюро «Лучшие практики»:
— Каким был 2023 год для вашей компании? Опишите 3 словами.
— Годом отличных проектов!
— Какое событие 2023 года оказало наибольшее влияние на вашу компанию?
— Не могу выделить одно событие, скорее это общее настроение на рынке: он (рынок) переварил шоки 22 года и появилось острое желание - развиваться!
— С какими трудностями столкнулись в 2023 году? Как удалось их преодолеть?
— В маркетинге и производственном консалтинге стандартная трудность, отсутствие взаимопонимания с заказчиком. Такие трудности были в уходящем году, не буду скрывать, но преодолеваем их, сближая позиции, разъясняя, вовлекая и тд.
— Каким достижением 2023 года вы гордитесь больше всего? Что больше всего разочаровало в 2023 году?
— Чем горды: помогли одному уважаемому бренду сделать ре-стайлинг, сейчас анализируем первые результаты и очень ими довольны. Еще, вместе с заказчиком, который несколько лет не решался сделать шаг к собственному производству, помогли снять страхи, нашли площадку, выполнили предпроект. Сейчас он в реализации, и через полтора года на рынке должно появиться очень интересное производство с уникальным ассортиментом.
Что разочаровало: не смогли в одном из проектов убедить собственника идти до конца по первоначальному плану, теперь не будет красивого завода со сказочным ассортиментом в одном из регионов.
— Какой совет вы бы дали себе в начале 2023 года?
— Быть решительнее!
— С каким финансовым результатом вы завершили 2023 год? Соответствовал ли он вашим планам и ожиданиям?
— Первоначальный план перевыполнили на 42%. Чем очень горды. У нас прекрасная команда с уникальной экспертизой и лучшими практиками.
— Удалось ли нарастить объемы производства в 2023 году? Если да, на какую величину? Если нет, то что помешало?
— Наше производство — это проекты. И мы очень много сделали в этом году, что начнет проявлять себя на рынке 2024 и тд.
— Чего вы ждете от 2024 года? Какие цели ставите?
— Цель: в текущей деятельности добавить еще 50% и дать старт одному глобальному проекту (уже производственному), где планируем работать на правах партнеров.
— Какие тренды будут определять развитие молочной индустрии в России и/или Беларуси в 2024 году?
— Компании все больше будут обращать внимание на внутренние издержки и стремиться к лучшим практикам по эффективности. Лидерство по издержкам, по мне, это лозунг на ближайшие 5 лет. Потребитель, становясь все разборчивее, продолжит голосовать за качество и новые продукты. Молодые поколения потребителей становятся активными на рынке значительно быстрее, чем планировалось. И побеждать будут те, кто будет вкладываться в новое. Новые продукты, вкусы, упаковки, коммуникации со своим новым покупателем.
— Как вы оцениваете перспективы молочного экспорта из России и/или Беларуси в 2024 году?
— На одной из конференций DairyNEWS прозвучала очень верная мысль, экспортом нужно заниматься или НЕ заниматься. Радует, что часть российских и белорусских компаний начинают серьезно рассматривать это направление и играть по его правилам. Но до мега проектов и объемов пройдет еще время, думаю лет пять, но перспектива у российской молочной отрасли очень хорошая.
— Какие технологии вы считаете ключевыми для повышения эффективности молочного бизнеса в 2024 году?
— Любые, связанные с энергоэффективностью производства, сокращения персонала и возможностью быстрого и гибкого ответа на запросы рынка.
— Какие качества потребуются компаниям и лидерам в 2024 году, чтобы сохранить положение на рынке и преуспеть?
— Гибкость и умение взглянуть за два поворота! Ну, и оптимизм, безусловно! Всех с наступающим Новым Годом! Всем Лучших Практик!)