Горячая тема
«Сложно, очень сложно, динамично, интересно». Что говорят участники молочного рынка об итогах 2023 года и планах на будущее
Комментарий эксперта
Вера Мозговая, директор лаборатории стратегий V-Brand:
– Каким был 2023 год для вашей компании? Опишите 3 словами.
– Опишу одним словом – трансформация. Для V-Brand 2023 год стал трансформационным: мы входим в 2024 год с новым позиционированием – лаборатория стратегий. Мы решили сосредоточиться на важном – разрабатывать компаниям стратегии по продвижению бренда, узнаваемости компании и увеличению продаж.
Также 2023 год стал трансформационным и для подкаста “За бокалом белого”: мы отсняли два сезона, выпустили спецвыпуски на отраслевых мероприятиях. Узнаваемость подкаста за последний год выросла.
– Какие тренды будут определять развитие молочной индустрии в России в 2024 году?
– Одним из главных трендов останется автоматизация. С одной стороны без людей невозможен ни один бизнес, с другой стороны – компании будут продолжать автоматизировать процессы.
Что касается сферы маркетинга, то все европейские компании продолжают упоминать AI (искусственный интеллект) как основной тренд 2024 года. В зарубежных странах перестали говорить: “Эту информацию надо загуглить”, там теперь в первую очередь обращаются к ChatGPT.
В России использование Chat GPT пока не сильно развито, но в скором времени он начнет активно помогать маркетологам в простых вопросах.
– Как вы оцениваете перспективы молочного экспорта из России в 2024 году?
– Мы видим тенденцию, что есть технологии и решения, которые пользуются спросом среди бывших стран СНГ. Например, есть российские компании, которые успели к 2023 году разработали доильное оборудование и уже поставили его в Азербайджан.
Уровень компетенций российских экспертов на высоком уровне. При чем как в сфере переработки молока, так и в сфере производства молока. Времена, когда зарубежных экспертов слушали с открытым ртом, прошли.
В России есть и качественное программное обеспечение, и оборудование, и сервис на очень высоком уровне. А дальше уже зависит от целей и амбиций компании: интересно ли им работать с другими странами.
– Какие технологии вы считаете ключевыми для повышения эффективности молочного бизнеса в 2024 году?
– Если говорить про сферу производства молока: то там всегда актуальны решения, которые помогают снизить себестоимость молока. Это и кормовые решения, и ветеринария, и оборудование и тд.
Что касается переработки молока, то заводам пора принять во внимание, что потребитель меняется и предложение, с которым они стоят на полке, нужно адаптировать под запросы.
Лаборатория стратегий V-Brand работает как с молочной отраслью, так и с индустрией напитков в целом. На одной из конференции заводы по производству безалкогольных напитков обсуждали предпочтения поколения альфа, молодых людей родившихся в 2010-х - 2020-х годах.
Тем временем молочные заводы как взяли вектор основного потребителя миллениалов, так до сих пор ничего и не меняли.
– Какие качества потребуются компаниям и лидерам в 2024 году, чтобы сохранить положение на рынке и преуспеть?
– Одно из основных качеств в меняющемся мире – это работать с профессионалами. Выбирая коллег, партнеров, поставщиков услуг и товаров, обращайте внимание на такие качества, как профессионализм, опыт и вовлеченность в процесс.
Выбирайте качество и не придется потом переделывать.
Всю молочную отрасль поздравляю с наступающим Новым годом! Пусть год зеленого деревянного дракона для каждой компании станет знаковым. Следующий год – високосный, а это значит, что у каждого из нас есть дополнительное время, чтобы вырваться вперед и достичь больших результатов! С Новым годом! И обязательно инвестируйте в маркетинг.