Горячая тема
«Сложно, очень сложно, динамично, интересно». Что говорят участники молочного рынка об итогах 2023 года и планах на будущее
Комментарий эксперта
Уткина Наталья, заместитель генерального директора Союза мороженщиков России:
— C каким результатом рынок мороженого завершает год?
— 2023 год в целом, порадовал российских производителей мороженого. За 10 месяцев 2023 года было произведено на 11,8% больше, чем за тот же период 2022 года.
Если рассматривать производство мороженого в России за период с 1991 года по 2023 год, то больше всего мороженого было произведено в 2021 году – 527 тыс. тонн. За 10 месяцев 2023 года произвели 474,6 тысяч тонн мороженого, что позволяет надеяться на переход рубежа в 500 тысяч тонн мороженого в 2023 году. А то и во все подойти в этом году к объемам производства 2021 года.
Росту объемов производства способствовали несколько причин:
1. Низкие цены в первой половине 2023 года на молоко и молочную продукцию позволили производителям мороженого не поднимать цены на продукцию, а оставить их на уровне конца 2022 года. Такая ситуация продлилась 10 месяцев 2023 года. И только сейчас, в условиях увеличения ключевой ставки, роста курса валюты, увеличения цен на молочную продукцию, вспомогательные материалы — мороженщики вынуждены начать пересматривать свою ценовую политику в сторону увеличения
2. Достаточно теплые весна и лето на территории России благоприятно отразились на объемах продаж мороженого по всей стране. По данным гидрометцентра России: весна была аномальной теплой, а лето 2023 года в России 3-е самое теплое в метеорологической летописи с 1891 г.
3. Увеличение реальных располагаемых доходов россиян на более чем на 5% в течение года также привело к увеличению продаж мороженого.
2023 год отметился еще интересным фактом: по данным компании NielsenIQ^ продажи на Волге, Урале, Сибири и Дальнем Востоке растут двузначными темпами. Т.е. в некоторых регионах динамика роста продаж обгоняет рост продаж в столичных регионах.
— С какими трудностями производители столкнулись в 2023 году? Как удалось их преодолеть?
— В 2023 году основная проблема у всех производителей мороженого-это отсутствие людей, кадров. Катастрофически не хватает людей по всей технологической цепочке: начиная от рабочих специальностей, и заканчивая, специалистами высокой квалификации. Решение этой ситуации не сиюминутное, растянется на годы и потребует больших финансовых вложений.
В 2023 году продолжается большая работа на производствах по импортозамещению: особенно трудно замещаются запчасти для оборудования. Но решения, все-таки, находятся, благодаря нашим инженерам! Производства не останавливаются.
— Какие тенденции определяли развитие рынка?
— Рынок мороженого в России, традиционно, очень консервативный. Больше всего востребовано мороженое пломбир в вафельном стаканчике.
По данным компании NielsenIQ в 2023 году не изменилась раскладка между основными видами мороженого: 35,7 % мороженое в вафельном стаканчике, немного прирастает доля мороженого на палочке 33,1%, видим незначительное уменьшение доли мороженого в сахарных рожках до 14,2%, увеличение доли мороженого сэндвич 7,1%.
По вкусам мороженого лидирует ванильный, за ним идет наиболее востребованный шоколадный вкус.
Все больше людей в нашей стране уделяют внимание правильному питанию, уменьшению потреблению сахара и жира. Но к мороженому эта тенденция мало применима: спроса на такое мороженое нет. Производство мороженого для ЗОЖ все еще занимает очень незначительную долю в общем объеме производства.
— Расскажите о перспективах СТМ?
Рынок СТМ показывает из года в год прирост по объёмам мороженого. Рост обусловлен несколькими причинами. Одна из них — это хорошее качество мороженого под собственной маркой торговой сети и более низкая цена, чем у аналогичного брендированного мороженого. Низкая цена мороженого СТМ обусловлена более низкой наценкой торговой сети, чем наценка, которая применяется к брендированному мороженому.
Тенденция увеличения объёма продаж СТМ мороженого и других продуктов СТМ наблюдается во всём мире. Россия не исключение, поэтому у мороженого СТМ очень хорошие перспективы!
— Какие прогнозы по рынку мороженого на 2024 год? Тенденции рынка?
Союз мороженщиков России считает, что в 2024 году было бы хорошо удержать объемы производства мороженого 2023 года! Ну, и немного бы подрасти, на 1-2%. По крайней мере, все производители мороженого с оптимизмом смотрят в будущий год! На самом деле, для увеличения объемов производства у наших производителей все есть: свободные производственные мощности, сырье, желание больше произвести продукции. Внутреннее потребление мороженого вряд ли будет расти двухзначными цифрами в 2024 году. Поэтому, нужно внимательней рассматривать возможности экспорта мороженого. В первую очередь, обратить внимание на экспорт в страны бывшего Советского Союза. И с помощью поддержки государства осваивать и экспорт мороженого в дальнее зарубежье.
В 2024 году возможен рост продаж мороженого в канале электронной торговли.
Союз мороженщиков России и производители мороженого в Новый 2024 год смотрят с оптимизмом!