Горячая тема
«Сложно, очень сложно, динамично, интересно». Что говорят участники молочного рынка об итогах 2023 года и планах на будущее
Комментарий эксперта
Сергей Блюма, генеральный директор «Агромилк»:
— Каким был 2023 год для вашей компании? Опишите 3 словами.
— Очень, очень трудным!
— Какое событие 2023 года оказало наибольшее влияние на вашу компанию?
— Падение цен на молоко.
— С какими трудностями столкнулись в 2023 году? Как удалось их преодолеть?
— Повторюсь, падение цен на молоко. Преодолеваем трудности благодаря нашим партнерам, которые идут нам на уступки по поставкам и оплатам, а также путем оптимизации расходов (энергосбережение, повышение производительности труда и т.д.).
— Каким достижением 2023 года вы гордитесь больше всего?
— Оцифровка растениеводства.
— Что больше всего разочаровало в 2023 году?
— Неспособность государства и отраслевых союзов своевременно повлиять на ситуацию с ценами.
— Какой совет вы бы дали себе в начале 2023 года?
— Быть терпеливым и выбирать правильных партнеров!
— С каким финансовым результатом вы завершили 2023 год? Соответствовал ли он вашим планам и ожиданиям?
— Финансовый результат близок к нулю! Уходящий год, как я уже отметил выше, планам и ожиданиям не соответствовал. Мы должны были получить 30-40 млн рублей прибыли от молока и картофеля, которые хотели реинвестировать в модернизацию.
— Удалось ли нарастить объемы производства в 2023 году? Если да, на какую величину? Если нет, то, что помешало?
— По объемам производства мы выросли, но несущественно! Не хватало стабильности в обеспечении концентратами.
— Чего вы ждете от 2024 года? Какие цели ставите?
— Хочу стабильности цен. Мы продолжаем модернизацию, будем расти с поголовьем и удоем! Еще одна наша цель – реформа овощеводства, поскольку второй год низких цен на картофель заставляет думать больше головой!
— Какие тренды будут определять развитие молочной индустрии в России и/или Беларуси в 2024 году?
— Возможности экспорта и потребительская способность населения!
— Как вы оцениваете перспективы молочного экспорта из России и/или Беларуси в 2024 году?
— Оптимизм есть, но нет прогноза в цифрах. Все зависит от государственной политики (продолжение субсидирования логистики, межправительственные соглашения, облегчающие аккредитацию, правовая защита в странах импортерах, политика поддержки беднейших стран мира нашим продовольствием, выставочная деятельность с помощью МИДа).
С учетом изменения мировой политической ситуации наш основной экспорт должен измениться с нефти и газа на продовольствие! Девиз – «Молоко вторая нефть!».
— Какие технологии вы считаете ключевыми для повышения эффективности молочного бизнеса в 2024 году?
— Цифровизация. Только правильное моделирование и прогнозирование в условиях низкой рентабельности позволит предприятиям выжить. Надо рассчитывать не на субсидии, а на себя.
— Какие качества потребуются компаниям и лидерам в 2024 году, чтобы сохранить положение на рынке и преуспеть?
— Упорство, вера в команду и способность оцифровывать проблемы!