Горячая тема
«Сложно, очень сложно, динамично, интересно». Что говорят участники молочного рынка об итогах 2023 года и планах на будущее
Комментарий эксперта
Дмитрий Урусов, директор ООО «Холдинг Молоко»:
— Каким был 2023 год для вашей компании? Каким достижением 2023 года вы гордитесь больше всего?
— Наконец-то состоялся длительный процесс объединения двух наших предприятий: «Сибирское молоко», которое специализируется на производстве молока, и завода по переработке сырья «Деревенское молочко». Теперь мы единый холдинг, что для нас очень важно.
Кроме того, мы долго работали над двумя проектами, буквально их выстрадали и приступили к их реализации. Речь идет о строительстве большой молочной фермы и завода по переработке молока. Таким образом, мы идем параллельно, наращивая наши мощности. Поскольку мы рассчитываем получить процесс синергии в плане логистики и административного управления, то новая ферма и новый завод будут расположены рядом с действующими предприятиями.
Строительство фермы уже начали в 2023 году, заложили первый камень. Благодаря совместной работе с региональной администрацией, областным минсельхозом получили льготное бюджетное финансирование в размере 2 млрд рублей. Ферма рассчитана на 2 тыс. голов КРС с системой доения «Карусель». Планируем ее запустить в 2025 году и выйти на объемы производства молока 120 тонн в сутки. Сегодня мы производим 55 тонн в сутки.
Второй наш проект – завод «Деревенское молочко», который мы также начали возводить в текущем году, получил частичное финансирование в банке. Планируем запустить завод в январе 2025 года и начать перерабатывать в общей сложности 250 тонн молока, сейчас объемы переработки составляют 140 тонн.
— С какими трудностями вы столкнулись в 2023 году? Как удалось их преодолеть?
— Этот год для нашего холдинга оказался не самым лучшим в связи с потерями урожая, низкой ценой на молоко-сырье. В результате наше сельское хозяйство оказалось зажато в плане денег, в плане прибыли. Это одна сторона медали деятельности холдинга. Другая касается переработки, где мы более-менее уверенно себя чувствуем, поскольку наша молочная продукция востребована. В переработке в этом году мы показываем неплохие результаты, существует положительный тренд на продукцию под собственной торговой маркой.
— Уточните, пожалуйста, с каким финансовым результатом вы завершили 2023 год? Соответствовал ли он вашим планам и ожиданиям?
— Мы все планируем заранее, но не все от нас зависит, поэтому скажу так: общий показатель выше среднего.
— Какой совет вы бы дали себе в начале 2023 года?
— Дорогу осилит идущий…
— Какие тренды будут определять развитие молочной индустрии в России в 2024 году?
— Я считаю, что на сегодняшний момент российская молочная продукция недооценена, и ценник на нее в торговых сетях должен пойти вверх. В этом вопросе существует ряд факторов. Отмечу нынешнюю тенденцию – массовый покупатель переходит на более дешевые продукты, и ситуация с куриными яйцами в России тому яркий показатель. Следом за яйцом пойдет молочка: творог, сметана. Цена на эти продукты достаточно низкая, но при этом они имеют жировую и белковую составляющую. Спрос на молочку в торговых сетях увеличится, они начнут повышать цены, увеличивая свою маржинальность.
Переработчики также начнут поднимать цены на молочные продукты, что, я надеюсь, повлечет рост цен у сельхозпроизводителей. Всю эту цепочку мы увидим в течение года.
Кроме того, не хватает сырого молока, и за него будет битва. Следовательно, появится тренд на повышение цены у сельхозпроизводителей. Если, конечно, государство не начнет этот процесс регламентировать, ограничивая цены. Пока таких движений нет, но мы еще и не вошли в 2024 год.
— Как вы оцениваете перспективы молочного экспорта из России и/или Беларуси в 2024 году?
— Белорусские переработчики ввозят в Россию практически 85% от общего объема произведенных молочных продуктов. И это все здесь хорошо продается под одним брендом «белорусские продукты», которому российские покупатели очень доверяют.
Беларусь продолжит искать новые рынки сбыта сухого молока и сухой сыворотки.
В РФ происходит другая история: производство продукции длительного срока хранения сейчас переживает сложные времена, что связано со сменой собственников в «Данон» и «Вимм‑Билль‑Данн».
Есть еще момент, связанный с продажами в России фальсификата стерильного молока. Государство на это реагирует, начинает внедрять ограничения. Поэтому, как я думаю, этот фальсификат вылетит с рынка.
— А что, на ваш взгляд, будет с экспортом российской молочки?
— Как намечается, востребованность молока и продуктов из него в России будет высокая, следовательно, в первую очередь надо будет обеспечить молочной продукцией свою страну. Если цена на нее начнет расти, то государство, я думаю, начнет вмешиваться и ограничивать молочный экспорт.
В тоже время российский экспорт основан на долгоиграющих продуктах - сухом молоке и сухой сыворотке. При этом в России не так много заводов, которые этим занимаются. Много сыворотки отечественные переработчики просто выливают. В Беларуси это все перерабатывается практически на 100%. Я был очень удивлен, когда узнал, что там научно занимаются разложением молока на составляющие. В России такого нет, мы до этого еще не дошли.
— В конце декабря вы вернулись из Беларуси, которую вы посещаете не первый раз. Есть планы наладить сотрудничество?
— Я очень благодарен, что белорусская сторона очень открыта к России и к Томской области в частности. Мы планируем нарастить свою компетенцию: изучаем и перенимаем опыт белорусских коллег – лидеров бизнеса, которые на молочном рынке работают давно.
Кроме того, мы изучаем возможности сотрудничества по линии СТМ, чтобы размещать в Беларуси какие-то заказы по производству, например, сгущенного молока, сливочного масла, сыра.
Надеемся подружиться и посотрудничать. Вопрос этот, конечно, непростой, надо все просчитать, поскольку мы находимся слишком далеко от Беларуси.
— Какие технологии вы считаете ключевыми для повышения эффективности молочного бизнеса в 2024 году?
— Начнем с того, что в России дефицит кадров: специалистов мало, работать некому. Второе – все технологии стоят дорого, что не каждому участнику рынка под силу. Третье - когда ситуация на рынке не понятная, отмечается высокая инфляция, происходит удорожание инвестиционных проектов, то все находятся в режиме ожидания.
— Какие качества потребуются компаниям и лидерам в 2024 году, чтобы сохранить положение на рынке и преуспеть?
— Конечно, в первую очередь надо держать руку на пульсе, быть чувствительным к рынку, ориентироваться в ценах на молоко-сырье.
Далее - вести битву за снижение себестоимости. Но повышать эффективность без больших инвестиций сложно, любая модернизация стоит денег.
Поэтому каждый будет исходить из своих возможностей. Однозначно на российском рынке какие-то предприятия закроются, другие нарастят свои объемы. Мелким будет очень сложно. Те, кто производит крафтовые продукты, думаю, выживут, переработчики до 100-150 тонн начнут потихонечку вымирать. Будут происходить укрупнения, поскольку, чем ты больше, тем у тебя эффективность выше.