Горячая тема
«Сложно, очень сложно, динамично, интересно». Что говорят участники молочного рынка об итогах 2023 года и планах на будущее
Комментарий эксперта
Баласанян Светлана, генеральный директор ООО"СОЮЗКОМПОНЕНТ":
— Каким был 2023 год для вашей компании? Опишите 3 словами.
— На рынке успешно работают только те, кто успевает адаптироваться к быстро меняющейся обстановке. Вот именно этим мы и занимались. Нам необходимо было в кратчайшие сроки решать вопросы, с которыми мы не сталкивались ранее.
— Какое событие 2023 года оказало наибольшее влияние на вашу компанию?
—Мы, затаив дыхание, каждый месяц обновляем санкционный список импортных товаров…
— С какими трудностями столкнулись в 2023 году? Как удалось их преодолеть?
— Логистика. Сложности с оплатами импорта. Мы, все-таки, не можем перейти пока на импортозамещение полное и, конечно, у нас возникали определенного рода сложности.
— Каким достижением 2023 года вы гордитесь больше всего? Что больше всего разочаровало в 2023 году?
— Во второй половине года мы подписали контракт об эксклюзивной дистрибуции в России компании FOODCOM. Этот итальянский завод производит заквасочные культуры, ферменты и благородные плесени высочайшего класса.
Мы вошли в «Московскую ассоциацию предпринимателей.
— Какой совет вы бы дали себе в начале 2023 года?
— Фокусироваться на развитии личных навыков, поддерживать здоровый баланс между работой и отдыхом и не бояться принимать вызовы — они могут привести к удивительным возможностям.
— С каким финансовым результатом вы завершили 2023 год? Соответствовал ли он вашим планам и ожиданиям?
— В последние годы, после ковида очень сложно что-то планировать. Момент ожидания самый волнительный. Конечно, хочется предопределить ход событий, но мы решили не форсировать события, а делать то, что у нас хорошо получается — упорно трудиться. И не ошиблись.
— Удалось ли нарастить объемы производства в 2023 году? Если да, на какую величину? Если нет, то что помешало?
— Мы увеличили объемы продаж и смогли укрепить свои позиции, не подводя и не срывая поставки нашим любимым клиентам.
— Чего вы ждете от 2024 года? Какие цели ставите?
— Мы продолжим активно развивать нашу опцию «сыроварня под ключ» по-итальянски. С настоящим итальянским сыроваром.
— Какие тренды будут определять развитие молочной индустрии в России и/или Беларуси в 2024 году?
— С 2024 года планируется субсидирование капзатрат крупных молочных хозяйств. Это здорово, что огромные суммы расходов по модернизации линий, в том числе, государство возьмет на себя. Целесообразно задуматься о какой-то поддержке для небольших ферм, с поголовьем менее 1 тыс.
— Как вы оцениваете перспективы молочного экспорта из России и/или Беларуси в 2024 году?
— Сейчас формируется очень благоприятная среда для экспорта из России. С 1 января 2024 года, согласно постановлению правительства РФ от 01.08.2023 №1252, затраты на транспортировку молочной продукции будут компенсироваться на 100% вместо прежних 25%. Само собой, эта мера поспособствует развитию экспорта. Это происходит на фоне избыточного предложения на внутреннем рынке. Соответственно, российская молочная промышленность станет экспортно ориентированной.
— Какие технологии вы считаете ключевыми для повышения эффективности молочного бизнеса в 2024 году?
— В 2024 году в молочной индустрии ключевыми технологиями могут стать автоматизация процессов производства, системы мониторинга здоровья скота с использованием IoT, аналитика данных для оптимизации производственных циклов, и решения в области искусственного интеллекта для прогнозирования и управления спросом на продукцию.
— Какие качества потребуются компаниям и лидерам в 2024 году, чтобы сохранить положение на рынке и преуспеть?
— Гибкость в адаптации к быстро меняющимся условиям, инновационность в поиске новых решений, акцент на устойчивость и ответственность, а также эффективное управление командой и технологическая компетентность будут важными качествами для компаний и лидеров.
Включенность и заинтересованность будут очень важным и нужным подспорьем в решении бизнес задач в 2024 году.