DT 7
Dairy Stream
до трансляции
онлайн

Комментарий эксперта

Ауфар Галиев, генеральный директор АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат»
Ауфар Галиев, генеральный директор АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат»:

— Каким был 2023 год для вашей компании? Опишите 3 словами.

— Неординарным. Сложным. Плодотворным.

— Какое событие 2023 года оказало наибольшее влияние на вашу компанию? С какими трудностями столкнулись в 2023 году? Как удалось их преодолеть?

— И на рынок, и на работу нашего предприятия повлиял целый ряд значимых обстоятельств, начиная с санкций, повышения ключевой ставки ЦБ и заканчивая резким перепадом цен на сырье. А в целом, как работали, так и работаем. В молочке не бывает легко. Да, из-за санкций срок реализации некоторых проектов удлинился, а процесс их внедрения подорожал. То, что мы раньше могли реализовать за 2-3 месяца, сейчас занимает по 8-10 месяцев. Но наши поставщики, в том числе европейские, по-прежнему, хотят с нами работать и находят возможности это делать.

Мы стараемся сотрудничать с проверенными временем компаниями, но при этом, безусловно, тщательно исследуем рынок в поисках новых связей, технологий и решений. Если какой-то производитель может делать что-то лучше других, почему бы этим не воспользоваться? Например, в этом году мы нашли для себя новых партнеров и закупили оборудование из Турции. Оно позволило уйти от ручного труда, помогло удешевить сам короб, стандартизировать процесс, сделать еще качественнее и надежнее.

Волей-неволей событиями года становятся нововведения в законодательстве. Так, в этом году обязательным стал полный электронный документооборот.

— Каким достижением 2023 года вы гордитесь больше всего? Что больше всего разочаровало в 2023 году?

— Гордимся тем, что в этом году нам многое удалось модернизировать или построить с нуля. Уже не первый раз за последние годы мы обновляем оборудование, заменяя его на более продуктивное и производительное. Где-то покупаем целые линии, а где-то увеличиваем производственные узлы для наращивания масштабов выпуска готовой продукции. Сейчас на площадке в Зеленодольске идет реализация проекта по увеличению объема выпуска мягкого творога и сметаны, а также ремонт в детском цеху. Кстати, Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат — единственный сертифицированный производитель молочного питания для детей с первых дней жизни в Татарстане. В Чистопольском филиале началась модернизация участка по производству творога. На территории Буинского филиала подходят к завершающей стадии переоснащение цеха сухих молочных продуктов и масштабная реконструкция систем холодоснабжения.

ЗМК постоянно запускает новые вкусы и новые линейки продуктов, следит за их реализацией, выбирая наиболее полюбившиеся потребителям позиции. Предприятие движется в сторону выпуска маржинальных продуктов и готовится представить в конце января очередные новинки.

И мы гордимся тем, что нам удается выпускать стабильно качественную продукцию. И это ценят, судя по продажам, и наши покупатели, и многие федеральные сети, с которыми мы сотрудничаем. Кстати, за 9 месяцев 2023 года для них Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат выпустил 9,5 тыс. тонн продуктов. Это на 9,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Не менее важным достижением для нас я считаю сохранение коллектива профессионалов. Постоянно модернизируя производство, мы продолжаем обучать наших сотрудников, а параллельно сами узнаем что-то новое. Все время происходит переоценка своих возможностей и способностей. Мы всегда движемся вперед в своем понимании рынка, трендов и ожиданий потребителя. Это позволяет держать руку на пульсе и вовремя принимать важные для бизнеса решения.

Что касается разочарований — безусловно, очень беспокоит внешняя ситуация.

— Какой совет вы бы дали себе в начале 2023 года?

— Каждый год мы даем себе один и тот же совет. Работать лучше и быть в тренде.

— С каким финансовым результатом вы завершили 2023 год? Соответствовал ли он вашим планам и ожиданиям?

— Год еще не закончился, окончательные итоги мы подведем позже, но по нашим прогнозам, они ожидаются неплохими.

— Удалось ли нарастить объемы производства в 2023 году? Если да, на какую величину? Если нет, то что помешало?

— Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат ведет плановую хозяйственную деятельность, обеспечивая жителей республики и соседних регионов широким ассортиментом молочных продуктов. В сравнении с прошлым годом показатели выросли как по объемам переработки, так и по объемам производства. Это хорошо видно даже по результатам 9 месяцев. Так, за этот период объем выпуска готовой продукции составил 90 тыс. тонн. По сравнению с аналогичным периодом 2022 года этот показатель вырос на 11,3 %. В частности, комбинат выпустил 31,5 тыс. тонн продуктов под брендом «Очень важная корова». По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 29,3%.

— Чего вы ждете от 2024 года? Какие цели ставите?

— Для нас важно сохранить свою долю на полке, любовь потребителей, свой коллектив и темпы развития. Отрасль сейчас постоянно меняется, и мы стараемся быстро адаптироваться к переменам. Ждем, как и все, наверное, стабильности в стране и внимания государства к переработчикам молока не только на словах, но и на деле.

— Какие тренды будут определять развитие молочной индустрии в России и/или Беларуси в 2024 году? Как вы оцениваете перспективы молочного экспорта из России и/или Беларуси в 2024 году?

— Знаете, у нашей отрасли есть повторяющийся жизненный цикл, который мы видели уже много раз: от пиковых показателей роста до серьезного падения. И конечно, очень не хочется, чтобы эти качели случились и в следующем году. А это вполне может быть, если на фоне растущих цен на молочные продукты, обусловленных инфляцией и рядом других факторов, в Россию завезут импортную молочку. Цена — вопрос ключевой. Российские производители в этом случае могут потерять значительную часть своих потребителей. А это грозит и возможным обрушением рынка сырья, и другими невеселыми последствиями.

Чтобы минимизировать разгон этих качелей, считаем, что государство должно начать поддерживать не только производителей сырья, но и переработчиков. До сих пор этой поддержки либо не было, либо она была явно недостаточна. Например, в этом году выделили единоразовую субсидию на частичное покрытие затрат на оборудование системы «Честный знак». А ЗМК ежемесячно тратит порядка десяти миллионов рублей только на размещение qr-кодов на продукции! Если государство действительно заинтересовано в максимальной прозрачности этих процессов, наверное, было бы правильно компенсировать предприятиям эти затраты.

Что касается Беларуси — она всегда была сильна в молочном производстве. Безусловно, нам есть чему у них поучиться. Нам очень понравилась их открытая позиция к сотрудничеству. Понятно, что они заинтересованы в экспорте продукции. Эта страна обеспечивает себя молочными продуктами на 260%, в то время как Россия, только на 85,7%, если верить опубликованным данным. Надо догонять.

— Какие качества потребуются компаниям и лидерам в 2024 году, чтобы сохранить положение на рынке и преуспеть?

— Нужно понимать ситуацию на рынке, быть гибким, адаптироваться к любым трудностям, прогнозировать будущее на несколько шагов вперед, строить долгосрочные стабильные отношения с поставщиками сырья. При необходимости — делать заготовки и всегда быть готовым к перестройке производственных процессов.

Ключевое лидерское качество, на мой взгляд, — способность к саморазвитию и развитию компании. Для этого нужно слушать людей, чувствовать тренды, не пренебрегать самокритикой. И любить свою работу и своих потребителей — без этого в нашем деле ничего не получится.


Для комментирования мнения экспертов необходима авторизация
24.10.2025
The DairyNews.ru обратился к экспертам молочной отрасли, чтобы понять, нужны ли производителям молока, племенным хозяйствам, переработчикам, лабораториям, агровузам существующие ныне стандарты. Участники рынка также высказали свое мнение по поводу того, кто эти стандарты должен создавать – государство или профессиональные сообщества в лице саморегулируемых организаций (СРО). Насколько все эти вопросы актуальны для секторов отрасли, читайте в материале издания.
Читать полностью