Горячая тема
«Сложно, очень сложно, динамично, интересно». Что говорят участники молочного рынка об итогах 2023 года и планах на будущее
Комментарий эксперта
Алексей Мисюра, генеральный директор «Полярис»:
— С каким финансовым результатом вы завершили 2023 год? Соответствовал ли он вашим планам и ожиданиям?
— Новосибхолод заканчивает 2023 год с приростом к прошлому примерно на 3%. Прирост сложился в сетевом канале за счет расширения матриц и органического роста самих сетей.
— С какими трудностями столкнулись в 2023 году? Как удалось их преодолеть?
— Основные трудности в той или иной мере имели корни в 2022 г и касались закупок импортных запчастей, оборудования и некоторых ингредиентов. Не скажу, что эти трудности носили значимый характер. Вторая половина года озадачила резким ростом цен на некоторые виды сырья и зарплат основного персонала. Также рост кредитных ставок стал неожиданностью. Хорошо, что наша компания ведет сбалансированную кредитную политику и этот фактор не превратился в большую проблему. Ну и, вопрос маркировки. Отрасль все выполнила, внедрила, поработала более 2-х лет в этих условиях, и настало время спросить ответственные органы за результаты: что же в реальности принесла эта дорогая и неудобная система экономике и потребителю (в интересах которого она создавалась). Есть данные, что активных пользователей системы честный знак менее 10% от населения. Как именно государство и Минпромторг пользуется этой системой? Какой именно экономический эффект (отдельно от обуви, одежды, шин, сигарет и лекарств) дала система молочной отрасли и государству? Сколько конечных потребителей (оригинальных пользователей) приложения Честный знак пользуется им, как часто, какую пользу оно им приносит?
— Что ожидает сегмент ЧТМ?
— Мы отмечаем рост этого сегмента. Хочется заметить, что большинство сетей старается выпускать продукт в нише «ниже среднего». Стратегически, это понятно (первая цена), но сетям стоит обратить внимание на растущие сегменты в более дорогих нишах. Там точно есть перспективы для ЧТМ. Мы ставим на рост в сетевом канале и в ЧТМ. Планируем прирасти минимум на 10%.
— Какие тренды будут определять развитие молочной индустрии в России и/или Беларуси в 2024 году?
— На наш взгляд продолжится тенденция вымывания дешевых продуктов. Сети продолжат развивать и расширять линейки ЧТМ, в т.ч. В сегментах выше среднего. Развитие сетей на Востоке поставит перед федеральными производителями логистические и производственные задачи: либо субсидировать логистику, либо искать производства на Востоке. Могут выстреливать локальные нишевые и крафтовые проекты. Предпосылок резких изменений объемов нет, только погодные.