Горячая тема
Сельхозсубсидии в Казахстане: морковка для кролика и спасение от инфляции
Комментарий эксперта

Сагынгазы Курманалин, замруководителя Ассоциации производителей молока и молочной продукции Актюбинской области:
— Первое, с чем мы в корне не согласны, — это нормативы удешевления стоимости молока, которые хотят уменьшить с 45 до 20 тенге [для основной части ферм]. На первую презентацию мы сразу направили в Минсельхоз письмо с просьбой дать обоснованные расчеты: почему 20, а не 30 и не 40. Откуда высчитали такой норматив? Ранее у нас были цифры Института кормопроизводства, по ним рассчитывались нормативы субсидий по удешевлению стоимости кормов. Почему не сделать то же самое с молоком?
Если все-таки сделают 20 тенге, это подтолкнет инфляцию. На промышленную переработку сейчас уходит очень мало сырья, в основном молоком торгуют во дворах, по 350—400 тенге за литр. Уменьшение субсидий будет «закрывать» переработку.
Также хотелось бы оставить субсидии по кормам для Актюбинской, Кызылординской, Атырауской, Западно-Казахстанской областей в прежней редакции и за счет республиканского бюджета, потому что местные бюджеты эту нагрузку могут не потянуть.
Мы высказали свое мнение и по однополому семени. Странно, когда говорят вслух «племенное животноводство», но при этом предлагают убрать субсидии на однополое семя. Мы же хотим увеличить племенное маточное поголовье — сейчас оно очень низкое. Исключение однополого семени опять откатит нас лет на 10 назад.
По глубокой переработке на масло - если раньше субсидии рассчитывались от произведенного количества, то теперь предлагают сделать от реализации. Но нужно учитывать тот момент, что масло уходит еще и на промышленную, внутреннюю переработку. На тот же кефир, который входит в перечень социально значимых продовольственных товаров из 19 наименований. То есть это опять удар по объемам производства.
Загруженность наших молокозаводов сейчас далека от 100%. Если снижать субсидии - то не сможем загрузить свои предприятия сырьем, а население — молочной продукцией собственного производства.
О государственном регулировании цен
Молочно-товарные фермы во дворах продают по 350—400 тенге за литр. А в магазинах сейчас самое дешевое молоко — в мягкой упаковке Финпак — стоит 255 тенге, это социально значмый товар, цена на него ограничивается. Потому что доходы населения не успевают за ростом цен. Отсутствие субсидий не будет стимулировать мелких производителей отдавать свое сырье на переработку, они лучше будут продавать во дворах. Но это до поры. А в какой-то момент что-то может произойти — какое-то отравление или заболевание случится из-за молока, продаваемого во дворах. И кто-нибудь скажет: «А почему они продают?» Мы при сдаче сырья на завод показываем результаты анализов по четырем позициям. И на промышленной переработке своя лаборатория, то есть наша продукция проходит двойной контроль качества. А во дворе, не дай бог, завтра маленький ребенок заболеет -- и всё начнут ужесточать. Так зачем ждать, когда этот гром грянет?
Если взять тех молочников, которые продают во дворах — они говорят: «Нам субсидии не нужны». И это закономерно. Если нам не ограничивать цены, а разрешить продавать по рыночным — то тогда, наверное, и мы будем готовы отказаться от субсидий. Но ведь у нас есть антимонопольные органы, которые следят за каждым повышением цены и требуют документальное обоснование. Это нас и сдерживает. Если бы у нас была не ручная, а рыночная экономика, то можно было бы и субсидии не просить. Буквально на этой неделе было заседание правительства, и премьер-министр Алихан Смаилов объявил выговор нескольким заместителям акимов областей за то, что они не смогли удержать цены. Там же было сказано, что в целом по стране рост цен на продукты питания с начала года составил 20,5%, а по молоку — 2,2%. Но на выходе страдаем мы — непосредственные производители сельхозпродукции.
О том, зачем вообще нужны субсидии на молоко
На сегодня в стране нет достаточного количества молочно-товарных ферм. Со временем, если государство создаст условия для появления новых предприятий и рынок будет насыщен, появится и конкурентная среда. Мы же пока пионеры: мы только вкладываемся в строительство. Говорить сейчас об отмене субсидий очень рано. Сначала надо дать фермерам встать на ноги. Пусть поднимутся, построятся, закупят технику, введут орошаемые участки. А потом уже рассуждать об отмене.
Сейчас же фермеры получают от государства копейку — и выбирают, какую брешь заткнуть. Поэтому неуместно сейчас говорить о том, что там исследовал и выявил Антикор. Там ведь работают не специалисты сельского хозяйства, они не знают, с какой стороны к корове подойти. Они ни разу на земле не были, за рулем трактора не сидели, навоз не топтали. И что они могут решать? Что сокращать и убирать? Да, по закону могут. Но ведь так можно и погубить.
О диалоге
Стоит признать, что на сегодня фермеры — как Лебедь, Рак и Щука. Нам надо объединяться.
У себя в Ассоциации производителей молока Актюбинской области разработали две программы. Первое это развитие молочной отрасли в регионе, и второе — развитие кормопроизводства, без которого — все понимаем — никак. Направили в областное управление сельского хозяйства два этих проекта. Но, к сожалению, ответа не было. Мне кажется, управление сейчас больше занято головоломкой - как распределить эти субсидии, как их перечислить. Эти вещи должны быть вообще на аутсорсинге. А отраслевое ведомство должно заниматься более важными вещами: развитием, планированием. Не знаю, как по другим областям, но полагаю, что картина похожая. Куда мы вообще идем? Чего мы хотим достичь? К сожалению, нет этого понимания. Мы предлагали свои две программы — их проигнорировали.