Горячая тема
Продукты на растительной основе: сложности и перспективы
Комментарий эксперта

Артем Пономарев, Сооснователь Ассоциации производителей альтернативных пищевых продуктов:
— Перспективы рынка до конца февраля были весьма радужные, учитывая растущий интерес к категории, увеличение представленности, а также ценовой доступности продуктов данного типа. Рост был в целом во всем сегменте альтернативной пищевки.
Спрос на растительные продукты, в частности, мясо, есть. Вопрос в том, как меняется восприятие данного продукта. Раньше это была специализированная продукция для узкой группы потребителей, затем это была продукция для любопытствующей аудитории, новаторов и сторонников здорового образа жизни. Сейчас мы приходим к тому, что эта продукция начинает переходить в сегмент эконом класса.
Растительные напитки - сегмент с большим спросом, потому что данная категория существует дольше и уже представляет собой самостоятельную категорию.
Что касается спроса в текущем году, то с конца февраля категория сильно просела у тех, кто работал в рамках старой парадигмы, ориентируя свою продукцию на узкую прослойку потребителей, которым важен факт отсутствия животных ингредиентов, а не ценник (реальная конкуренция традиционным пищевым продуктам).
Основные сложности, с которыми сталкиваются производители альтернативных продуктов: рынок меньше и себестоимость производства такой продукции в рамках существующего рынка выше. Будет больше спрос - будет ниже себестоимость, а значит, мы сможем выступать настоящей альтернативой мясу или молоку.
Эти сложности решаются за счет того, что в игру вступают производители традиционной пищевки, которые, пользуясь своими мощностями «разбавляют» ассортимент альтернативными позициями, поскольку процесс производства которых достаточно схож. Из текущих сложностей можно отметить проблемы с сырьем. Но и внутренний рынок постепенно начинает отвечать на новообразовавшийся спрос.
Причем спрос может быть не только на внутреннем рынке; есть перспективы для развития экспорта. Например, компания Greenwise еще с 2019 года начал экспортную деятельность в Японию, Австралию, Израиль, ЕС и США. Потенциал большой, особенно на рынках Ближнего Востока, которые теперь для нас стали наиболее открыты и доступны.
При этом представители отрасли надеются на введение некоторых мер поддержки со стороны государства. Эффективными были бы снижение НДС с 20 до 10%, предоставление льготных кредитов, формирование специальных ГОСТов для продукции на растительной основе.