DT 7
Dairy Stream
до трансляции
онлайн

Комментарий эксперта

Сергей Блюма, издатель DairyNews.ru
Сергей Блюма, издатель DairyNews.ru:

– Вокруг темы, касающейся продаж племенного молодняка внутри России и за рубеж, происходит непонятная ситуация: кругом диссонанс и подводные камни.

Я обозначу основные тезисы, на которые, на мой взгляд, стоит обратить внимание.

Во-первых, государство прописало для племенных организаций обязательные требования по продаже 10% своего молодняка. В рамках России речь идет примерно о 100 тысячах племенных животных в год, но где они? В прошлом году многие не могли продать своих нетелей за 180–200 тысяч рублей без НДС. В этом году разговор начинают с 250–300 тысяч рублей плюс НДС. Перегрев или недогрев рынка? Если да, то когда – в прошлом или этом году? Есть еще вариант, что все увеличивают свои стада, однако по статистике в отрасли сокращение. Вот такая мистика.

Во-вторых, снова заговорили об экспорте/импорте животных. Сейчас большой спрос в Казахстане, который ежегодно покупает 10–12 тысяч нетелей. Однако наш совокупный экспорт в 2024 году составил 1,8 тыс. голов, в том числе в Казахстан – около 0,4 тыс. Имея такой потенциал, мы продаем на уровне статистической погрешности. И это несмотря на ящур в Европе. Странно… По-моему, причин несколько: недостаточная реклама нашего скота и отсутствие сервиса. Например, в Европе существуют специальные организации, которые закупают скот для реализации, имеют свои площадки для его передержки и карантирования. Казус: в Европе скот мелкофермерский, но увозишь с одной площадки. У нас скот промышленный, но покупаешь его с десятков мест… и с головной болью. Потому игроки, построившие крупные молочные комплексы, и ратуют за открытие Европы. Их можно понять, но нужно ли это отрасли?

В-третьих, если племенное хозяйство продаст нетелей не племенному, а той же логистической организации, то животные с хорошей генетикой будут считаться не племенными.

Главный вопрос отрасли – «когда мы отвяжем племенную корову от племенных стен» звучит по-прежнему риторически, и большой вопрос, решит ли его ФГИАС? Появятся ли у нас свои консолидационные центры?

В-четвертых, Департамент животноводства и племенного дела Минсельхоза направил в адрес органов управления АПК письмо с просьбой обсудить инициативу ведомства об исключении племенных хозяйств, экспортирующих племенной молодняк, из перечня получателей субсидий.

В Голштинской Ассоциации и в чате профессионального сообщества «Охотно» мы провели голосование по этому вопросу. Профессиональное сообщество в подавляющем большинстве против.

Я считаю, что нам нужно развивать экспорт как инструмент, который может хорошо регулировать цены на племенной молодняк. Да, при запусках больших комплексов иногда наблюдается дефицит, но он временный и локальный. В среднесрочной перспективе продажа нашего скота – это как раз клапан, спускающий профицит, и важный инструмент, не позволяющий уйти отрасли в застой.

Сейчас отечественный скот по генетике очень даже конкурентоспособен европейскому. И мне кажется, с учетом высокой добавленной стоимости в производстве нетелей, мы должны наоборот стимулировать экспорт как наиболее отвечающий целям государства. Сообщество призывает МСХ РФ быть более активным в этом направлении. Молоко – вторая нефть! Племенные нетели – это как сопутствующий газ: на нем в чистом виде бизнес тяжело построить, но это хорошая добавка в бюджет сельхозпредприятий!

Вывод: что нужно молочной отрасли?

1.       Прозрачность рынка – через аукционы.

2.       Развитие экспортной инфраструктуры – через создание логистических хабов и операторов.

3.       Продвижение на рынки соседей – через Голштинскую Ассоциацию.

4.       Решение вопроса статуса племенного скота.

5.       Стимулирование экспорта, а не его ограничение.

Для комментирования мнения экспертов необходима авторизация
06.06.2025
Вокруг темы, касающейся продаж племенного молодняка внутри России и на экспорт, происходит непонятная ситуация: кругом диссонанс и подводные камни. Речь идет о выгодных как никогда ценах на животных, но продать их за рубеж весьма проблематично, как впрочем, и реализовать на внутреннем рынке. Достаточно ли в России племенного молодняка, чтобы заполнить рынки дружественных стран, в чем взаимный интерес бизнеса и государства? Вместе с экспертами The DairyNews.ru разобрали причины и следствия.
Читать полностью